«Увидимся с вами, если я буду живым» Последняя книга Эдуарда Лимонова выйдет уже после его смерти. Ее издатель Феликс Сандалов рассказал, что это за текст
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
17 марта в возрасте 77 лет — после госпитализации и двух операций — умер писатель и политик Эдуард Лимонов. Незадолго до его смерти, в середине марта стало известно, что новую книгу Лимонова «Старик путешествует» собирается напечатать издательство Individuum. «Медуза» поговорила с главным редактором издательства Феликсом Сандаловым, который встречался с Лимоновым за неделю до его смерти и уже прочитал его последнюю книгу.
Идея связаться с Лимоновым возникла у меня совсем недавно. Тогда я еще не знал, что он написал новую книгу, но знал, что для меня и нашего издательства было бы большой честью напечатать великого русского писателя Эдуарда Лимонова — и отдать ему долг за все, что он сделал. В тот момент я, разумеется, замышлял это как отдание долга и почестей живому человеку.
Мы решили с ним связаться и узнать, нет ли у него какого-нибудь текста. Я заметил, что в последние месяцы он начал меньше писать статей — а пишет он обычно довольно много. Вот я и предположил, что он сосредоточил свои силы на каком-то тексте. Так оно и оказалось.
В первый раз мы созвонились с ним 4 февраля, и оказалось, что незадолго до этого он как раз закончил новый текст — так совпало. Около недели мы ждали, пока этот текст расшифруют — Лимонов писал его от руки, потом я посмотрел его и решил, что он прекрасен и мы должны его издать.
После того телефонного звонка мы продолжили общаться по электронной почте — он довольно оперативно нам отвечал и практически моментально согласился издаваться.
Около недели назад мы с моей коллегой, продюсером Полиной Рыжовой приехали к нему домой, чтобы подписать бумаги и обсудить обложку — никаких конкретных пожеланий мы от него не услышали. Он принял нас в своей московской квартире недалеко от Миусской площади — в здании 20-х годов прошлого века. Раньше я никогда там не бывал, но мои друзья из «Смены», которые переиздавали старые тексты Лимонова, ездили туда к нему и рассказывали мне о своих визитах — эти рассказы совпали с моими впечатлениями. Его квартира довольно аскетичная — не в смысле бедная, но без лишней мебели и деталей.
В его кабинете висела картина, стоял большой писательский стол с креслом, на столе — стационарный компьютер. Такое основательное рабочее место без всяких побрякушек и миллиона вещей, в нем все было функционально. Помню, что горели индийские ароматические палочки.
Лимонов подарил нам свои книги: «Философия подвига», «Партия мертвых» и «Будет ласковый вождь», подписав их «На память». Мне еще запомнилось, что на прощание он сказал нам: «Увидимся с вами, если я буду живым». Мы просто пожали плечами, и хоть и понимали, что у него возраст, но я не думал, что это так быстро все может закончиться.
Я уже дважды прочитал его новый текст — книга называется «Старик путешествует», она построена на небольших очерках и зарисовках, связанных с его поездками и перемещениями, которые начинаются в детстве, а потом очень фривольно перескакивают в совсем недавнее прошлое.
У книги нет задачи подробно описать жизнь автора — в этих всполохах возникают идеи и чувства . Это очень пронзительное произведение, можно назвать его травелогом по форме. Но он получился таким пульсирующим и местами галлюцинаторным — не в плохом, а в поэтическом смысле. В тексте есть воспоминания разных лет с удивительной точности детализацией. Это свойство я уже встречал у пожилых людей — когда сознание начинает выгружать очень четкие детали обстоятельств, которые имели место 50-60 лет назад.
От книги появляется очень щемящее чувство — это не то чтобы подведение итогов, но, как минимум оглядывание назад, попытка осознать некоторые вещи. В том числе и то, чем для него было та же самая НБП.
Лимонов — символ свободы и своенравности. Мы понимаем, что периодически у него были заносы, но он всегда сохранял свое обаяние — и даже в этом проявлял свою независимость. Для целого поколения читателей он был мостиком к европейской и американской культуре — русский писатель, который существует в контексте мировой литературы. Лимонов — ярчайший пример модернистского наследия, он сделал свою жизнь очень мощным высказыванием и всегда был настоящим: что бы он ни делал, он делал это очень искренне.
В своей последней книге он пишет об очень простых и искренних вещах. Например, там есть такая зарисовка, в которой он рассуждает о том, что выпил пива, а потом — как всякому русскому человеку — ему захотелось выпить водки. У позднего Лимонова очень прямая подача, в некоторой степени его стиль можно назвать «акынским» — что вижу, то и пою. И, с одной стороны, жанр травелога к этому обязывает, но с другой — у нас есть некая культурная установка, что писатель должен как-то осмыслять увиденное и рефлексировать.
Возможно, в другом случае меня бы это сильно смутило, но здесь срабатывает даже не магия фамилии, а магия его писательского голоса. Я читал и думал, что умение так работать с русским языком — вроде бы ничего сложного, вроде бы нет никакого выпендрежного стиля, но есть ритм, который мощно работает, — это природный дар.
(1) Травелог
Литературное произведение или фильм, описывающие путешествие. Как правило, повествование ведется от лица самого путешественника.