Что такое «лужковская архитектура»: 10 зданий, которые изменили Москву
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Юрий Лужков останется в истории Москвы как человек, при котором радикально изменился облик города. «Лужковская архитектура» — гораздо более разнообразное явление, чем сталинская или хрущевская: московская застройка конца 1990-х и 2000-х была и помпезной, и демонстративной, и эклектичной, и народной, а еще — русской, китайской, сингапурской, ближневосточной. По просьбе «Медузы» соавтор архитектурного блога «ну да москва» Александра Запоева коротко описала самые заметные сооружения Москвы эпохи Юрия Лужкова.
«Наутилус»
Один из главных памятников лужковскому времени — торговый центр «Наутилус», построенный по проекту архитектора Алексея Воронцова. Одним из любимых зданий москвичей «Наутилус» не назовешь, но имеется в этом ТЦ на Лубянке и трогательное: практически на самом верху, недоступные взглядам гуляющих по Никольской улице, возвышаются две маленькие железные елочки — настоящая «поэзия для поэта».
«Триумф-палас»
Своеобразная стилизация советского неоампира, причем стилизация в том числе и жизненная: изначально в проекте «Дон-строя», как и у, например, здания МИДа — не было шпиля. Впрочем, на шпиле и силуэте здания сходство с семью сталинскими высотками заканчивается: их изящества и красоты «Дон-строю» так и не удалось достичь.
Театр «Et сetera»
Одно из самых одиозных зданий лужковской эпохи, театр «Et сetera» на Мясницкой был вдохновлен изящным барселонским театром Lliure архитектора Мануэля Нуньеса-Яновского. Основатель «Et сetera» Александр Калягин, по воспоминаниям одного из архитекторов, утверждал проект следующим образом: «Вот есть театр Нуньеса, и он [Калягин] даже специально фото привез, и еще, чтобы окошечки были в разных стилях — и в русском, и в готическом. И чтобы арочка была как у Палладио. И откуда он только это имя выучил?»
ТЦ «Охотный ряд» и Манежная площадь
Комплекс «Охотного ряда» открывали в 1997 году, на 850-летие Москвы, но после праздника сразу же закрыли — не успели доделать. Церетелиевские бронзовые кони, фонтаны, купола торгового центра вместе с заново построенной гостиницей «Москва» окончательно испортили внешний вид и без того неуютной Манежной площади.
Петр I
Единственная лужковская постройка, спровоцировавшая мощную ответную реакцию у москвичей — от запланированного городского референдума до наклеек «Вас здесь не стояло». Впрочем, все эти попытки сопротивления оказались бесполезными. Идея поставить огромный монумент на стрелке Обводного канала была не новой и не лужковской: в 1930-х здесь хотели установить прибывших со Всемирной выставки в Париже «Рабочего и колхозницу» Веры Мухиной, но потом от этой идеи отказались.
Жилой дом «Патриарх»
Престижный жилой комплекс в одном из самых дорогих районов Москвы, на Патриарших прудах. В нем есть и бассейн, и тренажерный зал, и подземная парковка, и даже собственный герб. Рядом установлены символические статуи: летописец, муза и другие. В одной из статуй — античной фигуре «градостроителя» — угадывается главный архитектор лужковской Москвы 1996–2012 годов Александр Кузьмин.
Царицыно
Резиденция Екатерины II, не достроенная двумя архитекторами в XVIII веке, была все-таки достроена в XXI веке. В новом дворце даже есть «тронный зал Екатерины II» — несмотря на то, что императрица в этой резиденции никогда не жила. Это не барочный дворец, а, по выражению архитектурного критика Григория Ревзина, «настоящая машина времени, отправляющая нас прямиком в екатерининское время. Правда, не историческое, а такое, каким оно было в представлении лужковских архитекторов».
Храм Христа Спасителя
В 1999 году взорванный в 1930-х храм Христа Спасителя был отстроен заново по фотографиям. Возрожденное сооружение должно было стать символом главного триумфа лужковского времени — 850-летия Москвы, но к празднику достроить храм не успели и поэтому обошлись торжественным «открытием территории вокруг храма». Фотографии, на которые опирался Зураб Церетели, кажется, не сыграли при постройке нового храма решающей роли — горельефы прежнего храма были сделаны из белого камня, но архитектор отказался работать с этим материалом, и его заменили на бронзу. Сегодня настоящие каменные горельефы храма можно увидеть на задворках Донского монастыря.
«Дом-яйцо»
«Дом-яйцо» на улице Машкова, созданный мастерской архитектора Сергея Ткаченко, когда-то был задуман как родильный дом при Московской патриархии — причем располагаться он должен не на Машкова или где-нибудь еще, а прямо в Вифлееме. От постройки родильного дома на Святой Земле отказались, но идея так понравилась Ткаченко, что в 2002 году дом все-таки построили в районе Чистых прудов. Без функции роддома его вид окончательно утратил логику — от покупки здания отказался даже художник Никас Сафронов. Сейчас «яйцо» продается за 398 миллионов рублей.
«Атриум»
«Атриум» сейчас старательно закрашивают: на нем побывали картины различных художников от Шепарда Фейри до Покраса Лампаса. Их работы хоть как-то маскируют тот факт, что этот торговый центр — еще один лужковский самострой, навсегда закрывший вид на площадь Курского вокзала.