Вышел сериал «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон, Стивом Кареллом и Риз Уизерспун Критики ругают его за нечеткую позицию, а зрители хвалят за душевных героев
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
1 ноября запустился сервис Apple TV+, один из его флагманских проектов — сериал «Утреннее шоу» с Дженнифер Энистон, Стивом Кареллом и Риз Уизерспун. Герои Энистон и Каррела ведут утреннюю передачу, которую смотрит вся Америка — но из-за скандала их дуэт распадается. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел первые серии шоу и объясняет, почему зрителям оно понравилось больше, чем критикам.
Сюжет
Осторожно, в этой главе содержатся спойлеры к сериалу «Утреннее шоу». Если вы не хотите ничего знать о его сюжете, лучше посмотрите на инстаграм Дженнифер Энистон.
Алекс Леви (Дженнифер Энистон) и Митч Кесслер (Стив Карелл) — журналистский дуэт, который каждое утро будит США хорошими новостями. Но Митча в деле зритель так и не увидит: сериал начинается с того, что его прямо ночью, за пару часов до эфира, увольняют, обвинив в сексуальных домогательствах на работе. Этот скандал неизбежно задевает и Алекс: президент канала Кори Эллисон (Билли Крудап — Доктор Манхэттен из «Хранителей» 2009 года) не спешит продлевать контракт с ведущей, так как сомневается, что в одиночестве она заинтересует зрителя. Но опытная Алекс в первом же сольном эфире произносит страстную речь, в которой одновременно и солидаризируется с движением #MeToo, и складывает с себя любую ответственность за поступки Митча.
В это же время в Западной Вирджинии развивается история журналистки Брэдли Джексон (Риз Уизерспун). Она никогда не лезла за словом в карман, в результате чего осталась без работы на национальном телевидении — за то, что дважды выругалась в прямом эфире. Но в региональных СМИ ее все еще ценят — правда, только в качестве полевого корреспондента. Во время репортажа о протестах против открытия угольной шахты Брэдли в очередной раз срывается — какой-то митингующий парень толкает ее оператора. Она обрушивается на протестующего со страшной речью.
В 2012 году другой сериал о медиа — «Отдел новостей» Аарона Соркина — начался с похожего обращения: главный герой обвинял Америку в невежестве, инфантильности и самодовольстве. В 2019 году «Утреннее шоу» упрекает своего зрителя в лицемерии и желании судить, не разобравшись в проблеме. Брэдли уничтожает парня с транспарантом, задавая ему простые вопросы: что он знает о значении шахты для экономики города? с чего он решил, что добыча угля навредит окружающей среде? почему он оказался здесь и сейчас с этим плакатом? Ее яростное высказывание попадает в интернет и становится вирусным. Алекс, которой на следующий день предстоит взять у Брэдли интервью, это пугает: она-то еще верит, что журналисты должны соблюдать нейтралитет. Но зритель (вместе с руководством канала) влюбляется в Брэдли — за ее прямоту, неравнодушие и страстность.
Третий герой «Утреннего шоу» — оказавшийся в изоляции от всех Митч — проводит большую часть времени в тени. Он — один из тех властных мужчин, которых после всплеска движения #MeeToo ждут гражданское осуждение и конец карьеры (интересно, что сам сценарий был написан в 2013 году — то есть до дела Харви Вайнштейна). События сериала разворачиваются очень стремительно, но именно подробности преступлений Митча долго остаются предметом для спекуляций его коллег. Однако сценаристы не спешат выставлять Митча однозначным злодеем, чтобы не ослаблять эмоциональную связь между ним и аудиторией. Так сериал превращается в социальный эксперимент, который предлагает зрителю решить, к кому проявить сочувствие. Алекс тем временем начинает нагло использовать риторику #MeToo, чтобы сохранить свое рабочее место.
За что сериал критикуют в США
У другого сериала 2019 года о телевидении «Самый громкий голос» рейтинг критиков на RottenTomatoes составил всего 53%, у «Утреннего шоу» — 59%. Эти сериалы берутся за болезненные темы — показывают, из чего складывается характер абьюзеров, говорят о стандартах журналистики, показывают угасание интереса к телевидению — и тем неизбежно злят рецензентов.
Главная претензия к «Утреннему шоу» заключается в том, что авторы не знают, какую историю они хотят рассказать — драматическую или сатирическую, коллективную или частную, отраслевую или общенациональную — и скрывают свою рассеянность большими бюджетами и громкими именами звезд. В США проект критикуют и за недостаточную инклюзивность (среди четверых главных героев нет афроамериканцев или латиноамериканцев), и за нечеткую позицию по вопросу #MeToo.
Чем сериал хорош
Но если разграничить этические и критические замечания, то «Утреннее шоу» оказывается не таким уж и плохим сериалом, о чем свидетельствуют вполне высокие оценки от обычных зрителей — 75% на тех же RottenTomatoes. Во-первых, приятно наблюдать за сразу тремя комедийными актерами в драматических ситуациях. И если «блондинка в законе» Риз Уизерспун и «сорокалетний девственник» Стив Каррелл давно доказали, что у них есть драматический талант в фильмах «Дикая», «Переступить черту», «Игра на понижение» и «Красивый мальчик», то для Дженнифер Энистон «Утреннее шоу» — настоящий вызов. Она здесь сияет — и сериал стоит смотреть хотя бы ради нее.
Во-вторых, «Утреннее шоу» напоминает старые производственные драмы с телеканалов, а не современный стриминговый контент — и в этом есть отдельное удовольствие. Из драм того же Аарона Соркина «Утреннее шоу» ближе не к «Отделу новостей» с HBO, а к «Студии 60 на Сансет Стрип» с NBC. Плотность событий здесь такая, как будто авторы все время ждут, что зритель бросит их во время рекламной паузы. В конце каждой серии есть эмоциональный крючок: засыпая, зритель должен знать, что герой сериала в чем-то победил.
Оказываясь на канале, Брэдли ругается, что утреннее шоу сообщает зрителю только хорошие (в английском для этого есть замечательный термин feel-good) новости, в то время как мир вокруг погружается в хаос. Возможно, увидь Брэдли пару эпизодов «Утреннего шоу», она бы раскритиковала сериал ровно за то же — затрагивая сложные темы, он пытается оставаться легким и позитивным. Критики сочли это недостатком, а зрители — достоинством, но вряд ли голоса зрителей окажутся решающими. Как и любой истории о медиа, «Утреннему шоу» нужно постараться, чтобы выбраться за пределы журналистской аудитории.
Но есть здесь и более знакомые всем зрителям проблемы. В личной драме нестабильной и беспокойной Брэдли себя узнает каждый, кто считает, что его положение в обществе не совпадает с его возрастом и мироощущением. Найдет отклик у аудитории и отчаяние героя Стива Карелла, который всегда делает откровенных негодяев чересчур симпатичными.