Image
истории

Будущее после конца света: ослепшие выжившие воюют друг с другом, а Джейсон Момоа спасает свое племя Рассказываем о сериале Apple TV+ «Видеть»

Источник: Meduza
Фото: Apple TV.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

1 ноября по всему миру, в том числе и в России, запустится стриминговый сервис Apple TV+. В этот же день станут доступны его флагманские проекты, с помощью которых компания рассчитывает отвоевать рынок у Netflix и других стримингов. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает об одном из первых (и невероятно дорогом) шоу Apple TV+ — постапокалиптической драме «Видеть» со звездой «Игры престолов» Джейсоном Момоа.

В XXI веке вспышка неизвестного вируса убила почти всех людей, в живых остались несколько миллионов — и почти все выжившие потеряли зрение. Много поколений спустя люди живут в новом каменном веке. И в этом мире будущего обыкновенная способность видеть становится то ли привилегией избранных, то ли мифом и ересью.

Разрозненные племена на территории Северной Америки боятся некой Королевы, которая рассылает по всей стране своих рыцарей-гончих — так называемых охотников на ведьм. Их задача — находить и казнить тех, кто верит, что к людям вновь может вернуться зрение. В это верят и в маленькой деревушке, где вот-вот родит двойню жена вождя — местные убеждены, что эти дети окажутся зрячими. И они готовы умереть за них в отчаянной битве, с которой и начинается сериал. 

Вождя племени Бабу Восса играет Джейсон Момоа — Кхал Дрого из «Игры престолов», «Аквамен», звезда нового «Конана-варвара» и ведущий актер нескольких хороших, но менее успешных сериалов вроде «Красной дороги» и «Границы». Его герой вновь немногословен, актеру опять помогают родные гавайские традиции, на которые он опирался, проходя кастинг в «Игру престолов»: в «Видеть» много племенных танцев, боевых кличей и кровавых сражений. Баба Восс карабкается по скалам, спускается по водопадам, дерется с людьми и медведями. Найти более подходящего актера на эту роль сегодня, кажется, невозможно: Момоа — абсолютная удача для Apple TV+, дикари и варвары в его исполнении получаются не только пугающими, но и благородными и ранимыми. К тому же «Видеть» — не только экшен о выживании, но и драма о человеке, ставшем лидером поневоле, который должен спасти доверившихся ему слабых людей.

Режиссер Фрэнсис Лоуренс, до этого снявший «Я — легенда» с Уиллом Смитом, явно равняется на постановщика фильма «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. «Видеть» — научная фантастика, боевые сцены в которой сняты так, чтобы зритель ощущал себя их участником — или, скорее, жертвой. Во время драк герои не видят друг друга, поэтому батальная хореография в этом сериале отличается от всего, что нам показывали прежде. Еще одно достоинство сериала — его мир, свободный от пороков современной цивилизации: чистый, красивый, свободный и дикий. Самое частое и мрачное напоминание о цивилизованном прошлом здесь — пластиковые бутылки, которые герои используют, чтобы отправлять друг другу письма.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Королеву, которой достаются все интриги в духе «Игры престолов» (в то время как остальные герои идут незамысловатой, но пугающей дорогой «Ходячих мертвецов»), старательно играет голландская актриса Сильвия Хукс из «Девушки, застрявшей в паутине» и «Бегущего по лезвию 2049». Сценарист «Табу» и «Острых козырьков» Стивен Найт — шоураннер «Видеть» — придумал для нее образ, сравнимый разве что с Фуриосой из «Безумного Макса» в исполнении Шарлиз Терон. Лысая, изможденная, голодная и многократно обманутая Королева верит в свою миссию — сохранить мир во тьме ради его же спасения; во имя этой цели она приказывает убить младенцев. Здесь вообще много библейских сюжетов: дети вождя рождены от таинственного путника; приказ Королевы напоминает о царе Ироде; рядом с героем-мучеником есть апостолы, а среди них — предатель; наконец, в одной из сцен даже находится деревянный ковчег.

Первые англоязычные рецензии на «Видеть» благосклонны, но осторожны: есть ощущение, что от флагманского проекта новой платформы (каждый эпизод которого стоил немыслимые 15 миллионов долларов) критики ждали гораздо большего. Весь их скепсис, кажется, сводится к тому, что у сериала нет понятной литературной основы, поэтому после первых трех эпизодов, показанных журналистам, сложно предсказать, в какую сторону повернется сюжет и есть ли у этой истории потенциал.

Но мир этого шоу, где все герои лишились зрения, — это интереснейшее исследование (с которым, правда, часто хочется спорить). Здесь подробно описаны системы письменности и навигации, новые мифы и социальные роли —особенно хороши «тени» — женщины, приглядывающие за каждым из племен. В то же время слепые с рождения герои здесь могут в красках описывать свои сны визуальными образами (так не бывает!), а идея с инквизицией, которая выслеживает тех, кто видит, кажется натянутой и неправдоподобной.

В любом случае у «Видеть» есть запас прочности. Это сериал с многообещающим сеттингом, сильным актерским ансамблем, находчивым режиссером, эрудированным сценаристом-шоураннером и увесистым культурным багажом. Так что у флагманского проекта Apple TV+ точно есть потенциал. Вопрос в том, как он им дальше распорядится.

Егор Москвитин