«Порой я чувствую себя одиноко, а когда ты одинок, ты пытаешься с этим бороться» Интервью Хидео Кодзимы — о создании Death Stranding, фильмах Тарковского и работе с голливудскими звездами
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
8 ноября на PlayStation 4 выходит Death Stranding — фантастический триллер японского геймдизайнера Хидео Кодзимы, автора серии Metal Gear Solid, которого в соцсетях называют не иначе как «гений». Кодзима прилетел в Москву, чтобы представить свою новую работу на выставке «Игромир». Ни одного игрового разработчика в России так не приветствовали: к визиту Кодзимы «ВКонтакте» добавила специальные стикеры; его позвали в эфир «Вечернего Урганта»; Московский метрополитен выпустил ограниченный тираж карты «Тройка» с изображением геймдизайнера; билеты на его публичную лекцию в «Гараже» разобрали меньше чем за минуту. Журналист «Медузы» Максим Иванов встретился с автором Death Stranding и поговорил с ним об одиночестве, фильмах Андрея Тарковского и дружбе с Мадсом Миккельсеном.
— На российском телевидении игры почти всегда выставляют в негативном свете, часто именно их винят в жестокости и насилии. А тут трейлер Death Stranding показывают по Первому каналу, у вас берет интервью Иван Ургант. Да еще и называет гением! Как думаете, почему именно вам удалось, скажем так, растопить этот лед?
— Честно говоря, понятия не имею. Я делаю игры для того, чтобы люди получали от них удовольствие, для их развлечения. В моем детстве игр не было, их роль выполняли фильмы и книги. По сути, единственным способом расслабиться было чтение и просмотр кино. С этого и началась моя работа как геймдизайнера, поэтому именно эту функцию — развлечение — я вкладываю в разработку своих игр.
— Во многих интервью вы говорите об ощущении одиночества, которое вызывает Death Stranding. Как-то вы и сами упомянули, что довольно одиноки — и что стоит вам оказаться наедине с собой, как вы тут же включаете телевизор. Можно ли считать Death Stranding попыткой осознать это чувство, справиться с ним?
— В каком-то смысле вы правы. Порой я чувствую себя одиноко, а когда ты одинок, ты пытаешься как-то с этим бороться. Опять же меня от одиночества спасали книги и фильмы, созданные авторами, чье творчество меня вдохновляло. В игровой индустрии я пытаюсь делать то же самое. Меня всю жизнь окружали другие люди — в школе или на работе. Но я никогда не находил с ними точек пересечения и полного понимания. Мне казалось, что мы не слышим друг друга, что они не понимают меня. Но когда я начал увлекаться зарубежной литературой и кинематографом, то увидел, что существуют другие люди с похожим мировоззрением. Тогда я понял, что не так уж одинок. И в своей работе, через свое творчество, я пытаюсь искать единомышленников.
— Вы называете Андрея Тарковского своим ментором. Чему вы у него научились?
— Впервые я посмотрел фильмы Тарковского еще в детстве. Честно говоря, шло тяжело, особенно «Сталкер»! Я вообще не понимал, что там происходит. Уже позже прочитал описание фильма и более-менее разобрался, что к чему. Но картина все равно цепляла визуально, впечатляла темпом и динамикой. И для меня это было скорее впечатлением, чем пониманием того, что происходит. Вот это чувство, оно до сих пор со мной. Хотя теперь, конечно, «Сталкер» воспринимается уже иначе. Пересматривая фильм, я понимаю его по-новому.
То же самое у меня с работами Кубрика и Линча. Сейчас голливудский кинематограф сделан очень просто, все понятно с первого раза. Современные фильмы очень легко усваиваются и, как следствие, не запоминаются и не оседают в голове. А ленты Тарковского как раз оставляют куда более сильное впечатление — оно с вами надолго. Мне бы хотелось, чтобы мои игры точно так же оставляли глубокие впечатления и сохранялись в памяти игроков.
— У вас в инстаграме очень много комментариев на русском. Все пишут какой вы гений, цитируют группу «Кино» и иногда критикуют вид опубликованной вами яичницы. Вы вообще переводите или читаете, что вам пишут иностранцы?
— К сожалению, нет. В инстаграме нет встроенной функции перевода, поэтому я не понимаю, о чем идет речь в комментариях. Признаюсь, хочется уже разобраться, что это там мне все пишут! Но комментариев много, слишком много. Невозможно столько обработать!
— В Death Stranding по меркам видеоигр участвует какое-то невероятное количество звезд: Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Николас Виндинг Рефн, Гильермо дель Торо. Даже Chvrches записали песню. Как вам удалось их уговорить? Вы гипнотизер?
— Все начинается с выстраивания теплых, личных, доверительных отношений. И это относится не только к актерам, но и к музыкантам, сценаристам и разработчикам, с которыми я сотрудничаю. Если понимаю, что человек мне интересен, то сразу пытаюсь завоевать его доверие самыми разными способами. Приходится искать подход, встречаться, понимаете? И, если все идет хорошо, мы становимся друзьями. А там я уже по дружбе зову поучаствовать в моих проектах. Мне не отказывают.
— Ну да, у вас много фотографий с актером Мадсом Миккельсеном. Со стороны выглядит так, будто вы с ним лучшие друзья.
— На самом деле так не только с Мадсом. Похожие отношения у нас и с актером Норманом [Ридусом]. Мы общими усилиями создаем с ними что-то стоящее. Знаете, печально, когда отношения заканчиваются вместе с работой над проектом. Для меня это вообще очень грустная история. Я стараюсь дружить с теми, с кем мы вместе творили. Мне кажется, это прекрасно, когда люди, создав что-то вместе, после могут разделить плоды своего труда — и при этом остаться друзьями.
— Вы недавно писали, что очень измотаны и хотите в отпуск. Чем планируете заняться после выхода Death Stranding? Опишите идеальный отпуск Хидео Кодзимы.
— Вряд ли я смогу пойти в отпуск после выхода Death Stranding. А если уж пойду, то, может, полечу в космос. Шучу! Конечно, физически я могу отправиться на отдых. Но это в каком-то смысле бесполезно, ведь голова все равно продолжит работу. Даже когда путешествую со своей семьей, мысли все равно заняты тем, какую следующую игру я буду делать. Возможно, это какая-то психическая болезнь. Даже не знаю! Четыре года назад, когда моя студия приобрела независимость, я сначала подумал: «Может, годик отдохнуть?» Но, зная себя, понял, что это бесполезно. И вот 15 декабря 2015-го я расстался с предыдущим работодателем, а через три дня уже запустил собственную студию.
(1) Кодзима и «Кино»
В июле 2019 года Кодзима рассказал в соцсетях, что слушает группу «Кино» — диск «Группа крови» ему подарило игровое издательство 110 Industries.
(2) Konami
Японский издатель Konami до 2015 года выпускал игры студии Хидео Кодзимы Kojima Productions. Точные причины прекращения сотрудничества неизвестны, но Кодзима больше не мог работать над созданной им серией Metal Gear Solid (разработка следующей игры продолжилась без него). После этого Kojima Productions реформировали в независимую студию. Вскоре Sony объявила о сотрудничестве с Kojima Productions. Так появилась Death Stranding.