Жизнь современного комсомольца и защитники московского парка против РПЦ Два фильма «Артдокфеста», которые покажут в Москве и Санкт-Петербурге
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
«Медуза» продолжает рассказывать о программе фестиваля документального кино «Артдокфест». Показы в Риге начнутся 21 октября, а в Москве и Санкт-Петербурге — с 5 декабря. Президент «Артдокфеста» режиссер Виталий Манский представляет две картины из программы: документальную комедию Юрия Пивоварова «Секретарь по идеологии» и фильм Сергея Козьмина «Святое место».
Виталий Манский
Президент фестиваля «Артдокфест»
«Секретарь по идеологии»
Официальная аннотация картины дает о ней исчерпывающее представление: «Герой фильма — секретарь по идеологии Сталинградского районного комитета комсомола Москвы. Ему 16 лет. Ему хочется побыстрее стать взрослым, поэтому он с энтузиазмом берется за любое дело, будь то подъем мировой экономики или спецзадание по соблазнению девушки».
Здесь не хватает только определения жанра: это документальная комедия.
Фильм начинается с длинной сцены похорон, однако зал гарантированно начнет смеяться уже на первых кадрах — а закончит на последних. В картине, например, есть эпизод с официальными переговорами героя и генерального секретаря комсомола Донбасса в одной из московских вареничных. Секретарь комсомола долго репетирует переговоры перед зеркалом, причем в процессе он общается с режиссером фильма — опробует на нем свои речи перед донецкой делегацией. Затем мы резко переносимся из квартиры героя на встречу в вареничную и начинается почти протокольная съемка. Однако конкретные пацаны из Донбасса не предполагающим возражений голосом говорят: «Камеру выключил».
Позже главный герой встречается с китайским комсомольцем, говорящим по-русски. Россиянин пытается в самом лучшем свете представить свою страну китайскому товарищу по партии. Эти попытки оборачиваются уже не комедией, а полным трэшем.
«Секретарь по идеологии» — действительно уникальный пример документальной комедии. Даже трагические события вызывают у зрителя гомерический хохот. Здорово, что есть шанс благодаря этому фильму не только злиться на прошлое, а наконец его просто высмеять.
«Святое место»
В пару к этой откровенной комедии мы ставим картину «Святое место» — чтобы продолжить тему парадоксов современной России. Всем известно противостояние жителей Екатеринбурга и православной церкви, которая безуспешно попыталась возвести храм на месте парка в центре города. Это событие дало надежду на то, что гражданское общество в России может отстаивать свои права.
Сюжет «Святого места» — абсолютная калька истории в Екатеринбурге, однако этот случай — в московском парке «Торфянка» — российские медиа практически обошли стороной.
Мы видим глубинные корни этого противостояния, которые тянутся к самому патриарху Кириллу. Мы видим группы православных, посылающих проклятия в адрес оппонентов-антихристов, на стороне которых — тоже вполне реальные персонажи. Автор не рисует это противостояние как схватку добра и зла. Люди, которые защищают свой парк, — не герои с плакатов, у них свои слабости и пороки. Это очень живая картина.
«Святое место» удивительным образом предъявляет зарождение гражданского общества. Я убежден, что этот фильм, который сегодня интересен своей актуальностью, завтра будет важен как ценнейший документ истории, истории той России будущего, о которой много говорят. Мы не сможем в ней оказаться, пока этот процесс не накроет всю страну.
(1) Протесты в Екатеринбурге
С 13 мая 2019 года в Екатеринбурге проходили стихийные митинги против строительства храма святой Екатерины в сквере в центре города. Активистам противостояли люди, выступавшие в поддержку храма. В ходе акций были задержаны около 100 человек. Многим назначили штрафы и административные аресты. Также были возбуждены несколько уголовных дел. По итогам протестов власти и спонсоры строительства храма отказались от идеи его возведения в городском сквере.