Взросление в прямом эфире. Почему новый альбом Тейлор Свифт «Lover» слушает весь мир
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Новый альбом Тейлор Свифт «Lover», который вышел 23 августа, еще до релиза купили почти миллион раз — свежую пластинку поп-певицы ждали два года. Этот успех объясняется легко: никто не говорит с Америкой на ее языке и не олицетворяет американское общество лучше, чем эта девушка. Музыкальный журналист и автор телеграм-канала «Альбомы по пятницам» Павел Борисов рассказывает, почему новый альбом Тейлор Свифт не слишком нравится критикам, но однозначно главный в ее карьере.
«Слишком длинный», «слишком неровный», «непонятно, что она хочет сказать» — примерно так встретили многие музыкальные критики седьмой альбом Тейлор Свифт «Lover». Действительно, целый час сладкоголосой поп-музыки, придуманной Тейлор вместе с одним из самых влиятельных продюсеров современности Джеком Антоноффом — возможно, слишком для нашей эпохи синглов и получасовых альбомов. Но уж больно долго Тейлор молчала.
В конце 2014 года звезда молодежного кантри решила откровенно ответить недоброжелателям, желтой прессе, бесконечно обсуждавшей ее романы, да и вообще всему миру — и выпустила альбом «1989». Тейлор, которой тогда было всего 25, моментально превратилась в суперзвезду мирового масштаба и одну из самых влиятельных женщин на планете.
Простой пример: перед запуском стримингового сервиса Apple Music в 2015 году Свифт объявила, что «1989» в нем не будет. Ей не понравилось решение Apple не платить музыкантам отчисления за бесплатный трехмесячный период пользования стримингом, и под таким давлением корпорация была вынуждена отменить спорное правило и фактически платить роялти из собственного кармана.
После «1989» была публичная ссора с Канье Уэстом, который довольно грубо прошелся по певице в песне «Famous» («Думаю, мы с Тейлор можем заняться любовью, я сделал эту сучку знаменитой»), нежелание вопреки давлению фанатов поддержать кого-либо во время президентских выборов, спорный, не слишком успешный и откровенно злой альбом «Reputation» и два года молчания.
Тейлор, все отношения которой не только изливались в текстах песен, но и подробно документировались таблоидами, просто исчезла с радаров. Для сравнения: ее короткие отношения с Томом Хиддлстоном подарили миру великую фотографию актера в майке «Я ♥️ Тейлор Свифт» и ворох слухов, что это все ради пиара, а про жизнь певицы с ее новым молодым человеком, не слишком известным лондонским актером Джо Элвином, мы не знаем ничего. Казалось бы, обычная история, но не для певицы, которая не стеснялась подробно рассказывать о неудачных отношениях в песнях (и не только) и была ролевой моделью для миллионов.
Ответ есть на альбоме «Lover»: Тейлор просто повзрослела. Ей под 30, она переосмысляет всю свою прошлую — и довольно безумную, учитывая популярность — жизнь и делает те же выводы, что и любой человек в ее возрасте. Можно не выкладывать каждый день идеальные фотографии с бойфрендом в инстаграм, можно ходить в паб, как простой человек, предпочитать лондонский хипстерский район Хакни бутикам с Оксфорд-стрит (об этом она поет в «London Boy»). Можно, в конце концов, оглянуться и понять — зря я переживала по пустякам (что Тейлор и делает в «I Forgot That You Existed»).
А еще можно не стесняться высказывать свое мнение. В интервью The Guardian, которое вышло одновременно с альбомом, Тейлор признается, что «чуть не сломалась» из-за конфликта с Канье, огромного общественного внимания и популярности, а потому сильно ограничила количество событий в жизни, переехала к бойфренду в Лондон, перестала читать новости и поняла, что не в силах говорить публично ни о политике, ни о собственной музыке.
А в это время в США Дональд Трамп стал президентом, в консервативных штатах ужесточили правила проведения абортов и подняли голову ультраправые движения, неожиданной иконой среди которых стала сама Тейлор Свифт — за «арийскую» внешность, отсутствие чернокожих бойфрендов и расплывчатые политические пристрастия. Осенью прошлого года она публично поддержала на выборах демократа и разочаровала неонацистов; даже Дональд Трамп тогда написал в твиттере, что теперь любит музыку Тейлор на четверть меньше.
Сейчас мы видим совсем другую Тейлор. Она называет Трампа автократом, публично поддерживает право женщин на аборты и выпускает песню «You Need To Calm Down» в поддержку ЛГБТ. Ее за это, конечно же, критикуют: якобы воспользовалась модной темой ради популярности, но в контексте альбома трек смотрится вполне органично. В конце концов, Тейлор из консервативного кантри-мира, где группу Dixie Chicks предали остракизму за публичное осуждение вторжения в Ирак. Естественно, именно Dixie Chicks оказались среди немногочисленных гостей нового альбома Свифт.
На «Lover» Тейлор собрала вообще все, что определяет ее как музыканта, автора песен и публичную персону. Тут минимум политики — но она и в жизни мало об этом говорит, тут много размышлений про отношения без конкретики, которые доступны, понятны и близки любому человеку в ее возрасте, тут и кантри, породившее Тейлор, и минималистичный звук Джека Антоноффа, как нельзя хорошо подчеркивающий лирику Свифт, и критика маскулинного мира, в котором «мальчишки остаются мальчишками», и размышления о том, как сложилась бы ее жизнь, будь она мужчиной. Альбом длинный, но и Тейлор не простая.
У Тейлор Свифт очень тесные отношения с поклонниками, которые действительно видят в ней ролевую модель и пример, как можно бороться с общими для всех проблемами. Критикуют за то, что ты встречаешься со всеми подряд? Высмей критиков и не обращай внимания: хейтеры будут хейтить, а ты просто отряхнешься и пойдешь дальше.
«Lover» отвечает на вопросы уже более взрослой аудитории Тейлор, которую беспокоит не то, как выжить в школе или колледже, а как выжить в современном мире с правыми популистами, сексизмом, запретами абортов и движением #MeToo. К нему Тейлор имеет непосредственное отношение: она судилась с радиоведущим, который домогался ее, и выиграла суд, а также была вынуждена объяснять, каково ей было общаться с Харви Вайнштейном.
Ну и конечно, отношения, куда без них. Только это больше не рассказы про драматические расставания и способы их пережить, а попытка осознать, что человек, который рядом с тобой — это уже надолго. Как и Тейлор Свифт.