Image
истории

«Шторм» Бориса Хлебникова: захватывающий сериал про двух следователей, в котором нет положительных героев

Источник: Meduza
Фото: Mars Media.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

На «Кинотавре» впервые показали сериал — это «Шторм» режиссера Бориса Хлебникова и сценариста Наталии Мещаниновой. Два следователя ведут дело бизнесмена, который готовится стать мэром; на его деньги построили рухнувший детский дворец искусств, но он каким-то образом уходит от ответственности. В жизни следователей все тоже непросто: они переживают личные драмы и вот-вот могут предать друг друга. Кинокритик Егор Москвитин посмотрел первую серию «Шторма» и рассказал, почему он может стать главным отечественным сериалом этого года.

В маленьком городке праздник: предприниматель, метящий на пост мэра, открывает дворец искусств и спорта для детей. Но крыша здания не выдерживает снег и падает — праздник превращается в похороны. На скамье подсудимых вместо бизнесмена оказываются главный инженер и директор строительной фирмы. Начальника они ни в чем не винят, но к нему есть претензии у двух следователей: одного из управления по борьбе с коррупцией, другого — из убойного отдела. Впрочем, даже ордер на обыск и арест им никто давать не намерен: у бизнесмена есть политические покровители, на носу выборы, и вообще — все же все понимают.

У одного из следователей (Александр Робак) есть невеста (Анна Михалкова) — преподаватель психологии в университете, он хочет жениться на ней и завести ребенка. У другого (Максим Лагашкин) есть подруга (Анна Котова-Дерябина), но он с ней несчастлив и уговаривает ее на «открытый брак» — немыслимое для российских сериалов дело. У бизнесмена (Геннадий Смирнов), который демонстративно шлет полицейских куда подальше, тоже есть жена и маленький ребенок, запоминающий все поступки отца. И герои, и антигерой стремятся к продолжению рода, так что их конфликт, очевидно, битва за будущее России.

В «Шторме» очень много смысловых пластов, которые, как и в случае с «Обычной женщиной», очаруют критиков и наверняка станут поводом для дискуссий. Вновь скажут, что показать столь откровенное изображение российской действительности сегодня возможно лишь на онлайн-платформах. Но «Шторм» не просто обостряет конфликт бизнеса и власти, чиновников и силовиков, журналистов и активистов. Это еще и история, которая начинается с массовой гибели детей, — год назад, общаясь с «Медузой» на «Кинотавре», Наталия Мещанинова говорила, что ее саму напугала схожесть этого сюжета с трагедией в «Зимней вишне»; авторы придумали сериал до событий в Кемерово — и все-таки он был снят. Самая страшная сцена первой серии — это выход подозреваемых из полицейской машины перед судом. На улице их ждут родители погибших детей, и опытнейший оператор Алишер Хамидходжаев снимает эту встречу в духе «Стачки» Эйзенштейна и «Дитяти человеческого» Куарона.

Другая парализующая зрителя сцена — это очные ставки в тюрьме. Толком не показывая жизнь заключенных, сериал все равно напоминает: рядом с каждым есть рукотворный ад, в который очень легко попасть. Актер Дмитрий Лысенков — бывшая звезда Александринского театра — пугающе убедительно играет, как меняется человек, который провел за решеткой всего лишь сутки. И в следующих эпизодах его героя наверняка ждут новые испытания в неволе.

Кроме социального мира в «Шторме» есть мир интимный. В следующих сериях (всего их будет восемь) замечательные актрисы, играющие спутниц главных героев, неизбежно перетянут на себя внимание. И превратят «Шторм» из мужского триллера про борьбу с беззаконием в семейную драму со знакомыми еще по «Аритмии» и «Обычной женщине» интонациями и подтекстами. На глазах у зрителей распадаются, каждая по своим причинам, сразу три семьи. Перед персонажем Александра Робака встает выбор в духе самурайской тямбары и западного нуара: чтобы бороться за свои ценности, ему нужно освободиться от обязательств перед близкими. В то же время его невеста, героиня Анны Михалковой, читает студентам лекции об ошибках воспитания, которые повторяет каждое новое поколение. Важно и то, что герой, как и антигерой, живут в достатке и комфорте: перед нами уже не вечный конфликт богатых и бедных, а спор тех, кто знает меру, и тех, кто совсем зарвался. Однако, судя по методам протагонистов, они сами не вполне чисты перед законом.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Гораздо важнее, что «Шторм», в отличие от меланхоличной «Обычной женщины», — сериал абсолютно зрительский. Событий первого эпизода могло бы хватить на половину сезона: здесь уместилось знакомство с персонажами, трагедия, действия героев, сопротивление антигероев, поиск союзников, борьба за ключевых свидетелей, события в личной жизни и сложнейший выбор — «Шторм» надвигается на зрителя с бешеной скоростью. Чтобы назвать первую серию полноценным остросюжетным фильмом, не хватает лишь рукопожатия героев в финале. И эта стремительность могла бы даже разочаровать, если бы не вера в то, что история будет лишь разгоняться. Виновен ли антигерой с точки зрения закона? Эту тайну раскрывают слишком быстро, сразу избавляя и его, и зрителя от этической головоломки.

В сериале двое обвиняемых, оказавшихся в разных камерах тюрьмы, которые могли бы стать ключевыми свидетелями. И двое приятелей-следователей, которые могут предать друг друга. Сценарий лишает нас этих интриг до обидного быстро — уже в первом эпизоде. Но если такой резвый старт получит столь же динамичное продолжение, то «Шторм» окажется сериалом не только смелым, наблюдательным и глубоким, но и просто захватывающим.

Посмотреть сериал можно будет осенью в видеосервисе START.

Егор Москвитин

  • (1) Тямбара

    Жанр японского приключенческого кино о самураях, схожий с американскими вестернами.