«Аладдин» Гая Ричи: игровой римейк культового мультфильма с Уиллом Смитом в роли Джинна Рецензия Антона Долина
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
На новейшего «Аладдина» от студии «Дисней» может существовать три взгляда. Каждый предполагает собственную оптику.
Первый — взгляд тех, кто вырос на классическом, диснеевском же, мультфильме 1992 года. Смотря игровую интерпретацию любимой анимации, они придирчиво сравнивают оригинал и копию. Восхищаются тем, как точно передана вся интрига, включая каждую сюжетную коллизию, иногда вплоть до конкретных диалогов и гэгов. Возмущаются тем, что тщательно нарисованные на компьютере обезьянка Абу, тигр Раджа, одушевленный ковер-самолет и особенно зловредный попугай Яго растеряли свое былое обаяние. Впрочем, у каждой версии есть свои преимущества: игровая как минимум современнее. В любом случае, судить их на равных невозможно — этот мир и эта история были придуманы 27 лет назад, а теперь лишь тщательно воспроизведены.
Второй — взгляд тех, кто не смотрел мультфильм или, хуже того, не смог проникнуться к нему любовью: все-таки сегодня стандарты развлекательной анимации значительно изменились. Это дети и молодая аудитория, которые особо необходимы продюсерам и прокатчикам, чтобы сделать кассу (все-таки сверхзадача «Аладдина» — заработать новые миллионы старым брендом). Первая же группа — не основная, среди них важны лишь родители, которые из ностальгических соображений поведут своих детей в кино.
Их взгляд может оказаться гораздо более благожелательным. Ведь «Аладдин» — превосходное зрелище. Динамика и приключения держат внимание, юмор работает. Спецэффекты, вопреки ожиданиям, не берут верх над красочными декорациями и костюмами, танцами и песнями (впрочем, основные хиты — те же чудесные шлягеры Алана Менкена из старого мультфильма). Студия сделала рискованную ставку на малоизвестных артистов и, в общем, выиграла. Верткий канадец Мена Массуд (Аладдин), зловеще насупленный голландец Марван Кензари (Джафар), очаровательная британка Наоми Скотт (Жасмин) органичны в своих амплуа, а единственной звездой назначен вечнозеленый, хотя и посиневший для конкретной роли Джинна, Уилл Смит, который бойко шутит, пляшет, поет и развлекает народ.
Наконец, третий — взгляд тех, кому нет дела до диснеевских вариаций на тему «1001 ночи», но кто высоко ценит английского режиссера Гая Ричи и с волнением следит за его, было пошедшей под уклон, карьерой. Последние десятилетия показали, что прославившийся в 1990-х создатель гоп-стоп эпоса «Карты, деньги, два ствола» не смог превратиться в полноценного автора — его стиль поблек и вышел из моды довольно быстро. Зато из Ричи неожиданно вышел отличный режиссер «на заказ». Это подтвердили и два «Шерлока Холмса», и «Агенты А.Н.К.Л.», теперь тезис доказан «Аладдином». Разочарованные фанаты, возможно, будут утверждать, что эту картину мог бы снять любой и Ричи здесь не узнать, но стоит всмотреться в фильм внимательнее. Бесспорно, поэзия уличного воровства и мелких правонарушений, столь характерная для ранних картин Ричи, расцветает даже в безобидной диснеевской сказке.
Подводя черту: если вы любите Гая Ричи и хорошее мейнстримное кино, вам наверняка понравится «Аладдин». Конечно, составляющие старой восточной сказки известны заранее, как и ее морализаторская (по меньшей мере, в голливудском варианте) начинка. С одной стороны, перед нами басня о том, что внешность, атрибуты, регалии и богатство неважны — в каждом бедняке может жить «необработанный алмаз». Эта история всегда будет востребована, количество ее версий не поддается подсчету. С другой стороны — притча об опасности власти и стремления к ней. Амбиции Джафара делают его преступником, хорошим правителем может быть только тот, кто отвергает трон. Этот сюжет тоже, пожалуй, полезен для подрастающего поколения.
Принципиально нового — для своего жанра — в новом «Аладдине» только одно: здесь, невзирая на название, деликатно изменены акценты, и вся фабула выстроена не вокруг безродного вора с золотым сердцем, а вокруг Жасмин, принцессы, которая грезит (вот те на) не только о большой чистой любви, но о политическом влиянии, реформах, свободе для себя и закабаленного народа. Диснеевские принцессы начали меняться не вчера, они давно уже не похожи на тех кротких бессловесных простушек, которыми представали в ранних мультфильмах студии. Но эта Жасмин — не без помощи действительно красивой и харизматичной актрисы — уже не просто строптивая эмансипе, а подлинный лидер. Она ни разу не отступается от принципов, никогда не лжет, ничего не боится, хотя, в отличие от нареченного, не владеет магией. К финалу зритель прекрасно понимает, почему даже тигр смотрит на нее влюбленными глазами. Если у этого фильма когда-нибудь будет сиквел, его определенно надо будет назвать «Жасмин».
Тогда и можно будет отойти от мультфильма-первоисточника. В конце концов, свет на нем клином не сошелся, и живы еще те, для кого «Волшебная лампа Аладдина» — спектакль московского театра кукол, поставленный Сергеем Образцовым в 1940 году (он до сих пор в репертуаре), или отличный фильм, сделанный Борисом Рыцаревым в 1966-м. Там тоже были передовые спецэффекты и отличный юмор.