«Джентльмен Джек» и «Мертв для меня»: сериалы о женской дружбе и борьбе со стереотипами
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
У соперников Netflix и HBO — две большие премьеры. Трагикомедия «Мертв для меня» про современную Калифорнию и риелтора, потерявшую мужа, и биографическая драма «Джентльмен Джек» о землевладелице из Англии XIX века. В центре обеих историй — женщины, находящие оригинальные решения своих проблем. Подробнее о сериалах рассказывает кинокритик Егор Москвитин.
Джентльмен Джек
На HBO и в «Амедиатеке» с 23 апреля
Англия, 1832 год. В поместье Шибден-Холл около английского Галифакса назревают большие перемены. Добродушное и ленивое семейство Листеров получило шанс разбогатеть: в стране только что построили первую железную дорогу, а на их землях как раз есть угольные шахты. Управлять имением приезжает энергичная и прямолинейная Анна Листер (Сюранна Джоунс). По соседству — вот совпадение — селится богатая аристократка Энн Уокер (Софи Рандл), прячущаяся от назойливых женихов. Между женщинами медленно разгорается запретный роман.
Весь сериал основан на реальных событиях. Анна Листер действительно жила в XIX веке, была активной предпринимательницей, неутомимой путешественницей и прославленной альпинистской. Ее дневники (часть которых она зашифровала) сохранили хронику бурной хозяйственной деятельности, память о разных романах — в том числе с замужними дамами — и размышления о месте женщины в английском обществе. Анна Листер сумела в непростые времена не только сохранить внутреннюю свободу, но и завоевать внешнюю — она не уставала декларировать свою независимость от мужчин. Листер умерла в Российской Империи во время очередного путешествия по Кавказу — от лихорадки. Рядом была та самая Энн Уокер.
Антураж «Джентльмена Джека» неизбежно напоминает об «Аббатстве Даунтон». Тот же чопорный юмор, та же обманчиво расслабленная игра замечательных артистов: попробуйте узнать за чепчиком и кудрями Джемму Уилан — грозную пиратку Яру Грейджой из «Игры престолов» (здесь она играет младшую сестру Листер). И на экране все та же старая-добрая пасторальная Англия, которая благодаря сериалам уже превратилась в музей под открытым небом.
Но у шоураннера Салли Уэйнрайт — автора жестокой «Счастливой Долины» — была задача осовременить дневники Анны Листер, для этого она использует неожиданные приемы. Героиня то и дело обращается напрямую к публике, как в «Карточном домике». А в уютном Шибден-Холле порой творятся настолько страшные вещи, что зритель забывает о том, что находится в телевизионной сказке, и вспоминает о несправедливости, перед которой многие цепенеют в реальной жизни. В первые же минуты сериала из-за какого-то лихача — явно богатого и неприкасаемого — едва не разбивается карета героини. Все целы, но упавшему с повозки крестьянскому мальчишке тем же вечером отпиливают ногу. И хотя сама операция остается за кадром, детской крови зритель видит немало. Наконец, сама динамика в «Джентльмене Джеке» на порядок выше, чем в большинстве костюмных драм; героиня в разных ситуациях выбирает действие и борьбу. Так что ближайший аналог сериала — даже не сонное «Аббатство Даунтон», а энергичный и неунывающий «Мистер Селфридж».
Впрочем, ветеран радиоспектаклей Салли Уэйнрайт выстраивает повествование так, что следить за происходящим можно одним глазом. В отличие от «Рассказа служанки», этот сериал — не строгий манифест, он не требует безоговорочного погружения. «Джентльмен Джек» — многогранный рассказ про отважного человека. Для кого-то сериал останется забавной духоподъемной историей с неунывающей героиней. Для кого-то — очередным английским телеспектаклем в знакомых декорациях. Но кому-то эта героиня станет близким другом. И тогда эффекта от этого дневника будет не меньше, чем от блокбастера про рассказы вымышленной служанки из будущего. «Джентльмен Джек» ни к чему не призывает, но он так глубок, что зритель сам решает, насколько в него погрузиться.
Мертв для меня
На Netflix с 3 мая
Джен — риелтор из Калифорнии с бруклинским нравом: растит двоих детей, справляется с бизнесом, бегает по утрам и без раздумий кидает камни в дорогие машины, хозяевам которых плевать на пешеходов. Два месяца назад один такой лихач насмерть сбил ее мужа. Теперь Джен ищет по всему городу машины с вмятинами и ходит в группу психологической поддержки. Там угощают отвратительным кофе и делятся невероятными историями. Самая болтливая и странная из участниц группы — соцработница Джуди — быстро становится приятельницей Джен. У одной женщины много тайн, другая слишком уязвима — и их дружба превращает сериал в странный триллер вроде «Убивая Еву», но без шпионских штучек (почти).
В отличие от сериала «Сожалею о вашей утрате», «Мертв для меня» — не только пособие по преодолению горя. Трагикомедия от Netflix беспечна и легкомысленна, многие персонажи здесь чересчур карикатурны. Особенно нелепо выглядят мужчины — например, похожий на куклу бывший возлюбленный Джуди, которого играет Джеймс Марсден («Мир дикого запада», «Люди Икс»), или риелтор-гомосексуал, которого изображает Макс Дженкинс («Оранжевый — хит сезона»). Долго хранить тайны у этого сериала тоже не получается — главный секрет отношений Джен и Джуди раскроется уже в конце первого эпизода.
А раз так, то зрителю остается лишь наслаждаться сценами подобно той, когда героини не могут заснуть и полночи болтают по телефону. Сериал придумала и частично написала Лиз Фельдман — сценарист замечательного ситкома «Две девицы на мели» про напарниц, открывших кондитерский бизнес. «Мертв для меня» — история ровно о том же, но с героинями на двадцать лет старше. Фельдман по-прежнему убеждает, что родственную душу можно встретить в любом возрасте. Опытные актрисы Кристина Эпплгейт («Женаты с детьми») и Линда Карделлини («Зеленая книга», «Мстители: Финал») блестяще изображают эту зрелую хулиганскую дружбу.
Результат — сериал, с которым просто хорошо проводить время. Лежащей в основе сюжета интриги недостаточно, чтобы создать мощную детективную линию, но смотреть, как героини вместе справляются с неприятностями — большое удовольствие.
Фото в анонсе: Matt Squire / HBO / «Амедиатека»