«Толя-Робот» — Паль с бионическими протезами И еще четыре интересных сериала из новой программы ММКФ (да, их там теперь показывают)
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На Московском международном кинофестивале (ММКФ) в 2019 году впервые показали сериалы, причем не только российские. Некоторые из них появятся в российском эфире уже этой весной. Кинокритик «Медузы» Егор Москвитин выбрал пять самых любопытных премьер: от шпионских боевиков до комедийных драм. Рассказываем, что и где смотреть. К сожалению, в России покажут не все; зато пока их можно увидеть на большом экране во время фестиваля.
«Толя-Робот»
Возможно, главный российский сериал этого сезона — жизнеутверждающая комедийная драма про инвалида со стальным характером. Толю играет Александр Паль, а роботом его делают бионические протезы на руках и ногах. Несмотря на серьезные визуальные эффекты, сериал довольно свойский (что-то вроде «Реальных пацанов»), для широкой аудитории. Толя со своими протезами в первой же серии проявляет волю почти как в «Повести о настоящем человеке», яростно обустраивает пространство вокруг себя и борется за любовь. Обустраивать, правда, нужно какую-то развалюху в Электроуглях, а любовь собирается уехать в Москву, чтобы стать там певицей, — но это только прибавляет Толе спортивной злости.
Сериал придумали сценарист Николай Куликов («Движение вверх») и режиссер Алексей Нужный («Ольга»). Судя по их предыдущему общему проекту, комедии «Я худею», обоих по-настоящему интересует психология перемен. И даже недавний мастер-класс Куликова — про это: «Как превратить жизнь в захватывающую историю». Так что похоже, что и «Толя-робот» должен заражать своих зрителей волей к жизни. Или хотя бы как следует рассмешить: в сценарии много хороших и даже афористичных шуток, актеры же энергично доводят их до адресатов.
Кстати, кроме Александра Паля в сериале играют не менее замечательные Валентина Мазунина («Реальные пацаны», «Аритмия»), Евгений Кулик («Я худею») и Маргарита Аброськина («Полицейский с Рублевки 3.2»). А в следующих эпизодах появится рэпер Feduk.
Где смотреть: ТНТ, премьера — в мае 2019 года.
«Хотя бы сегодня»
Очередной израильский сериал, который может рассчитывать на глобальный успех, несмотря на локальную тему (а может, и благодаря ей). Главная героиня Анат помогает устроиться на работу бывшим заключенным, освобожденным за хорошее поведение, и руководит их общежитием. Заведению грозит расселение; Анат сталкивается в нем со своим бывшим возлюбленным — зэком, который предал ее больше десяти лет назад.
Как и российский «Толя-робот», это сериал о доверии и солидарности в жестокой среде. От исполнителей двух главных ролей — уроженца Баку, армянина Генри Давида и израильтянки Таль Лившиц — сложно оторвать взгляд. Сюжет развивается очень динамично, особенно для социальной драмы. Больше всего здесь удивляет русскоязычный рэп в саундтреке, большинство героев — выходцы из СССР, так что родная речь в сериале звучит постоянно. И прибегают к ней, конечно, в самых стрессовых ситуациях, а их в этой драме про преступников (хоть и бывших) немало.
Где смотреть: Endemol Shine Israel, дата неизвестна.
«Надежда»
Надежда — издевательский псевдоним героини, которой надеяться особенно не на что: уже 20 лет она живет на крючке у полиции, решившей превратить ее то ли в русскую Никиту, то ли в Антикиллера в юбке. Сериал начинается с бодрого флэшбека, напоминающего известный клип Монеточки: 1990-е, придорожный кабак, Ельцин в телевизоре; девушка заходит внутрь, чтобы купить шоколадку, а выходит, оставив после себя пару трупов. Затем действие перемещается на 18 лет вперед: угрюмый подросток превращается в уверенную женщину (Виктория Исакова), но профессию не меняет. Она по-прежнему убивает плохих людей — таким было условие ее выхода из тюрьмы. При этом у героини есть муж и дочь, уверенные, что мама — стюардесса.
Лучшее в этом сериале — игра Виктории Исаковой и сцены из 1990-х, снятые в нарочито грязной по меркам российского телевидения стилистике. Но события, происходящие в наши дни, порой слишком мелодраматичны. И все равно хочется узнать, получится ли из этой истории криминально-шпионская альтернатива «Обычной женщине». По крайней мере, перевоплощения героини из хладнокровной убийцы в простоватую главу семейства в первых эпизодах показаны убедительно.
Где смотреть: видеосервис Start, дата неизвестна.
«Триггер»
За последний год несколько российских сериалов пробились на Netflix, Amazon и Hulu и попали в основные программы зарубежных фестивалей. Самый успешный, во всяком случае, из анонсированных, — «Триггер». Права на его адаптацию еще до премьеры на телерынке MIPCOM купила американская телекомпания (какая именно, остается тайной). Сюжет «Триггера» и правда легко повторить в любой стране. Главный герой — психотерапевт, который не нянчится с пациентами, а сознательно выталкивает их из зоны комфорта. Этот циничный и жесткий правдоруб складом ума, разумеется, напоминает Шерлока, доктора Лайтмана и Грегори Хауса. В каждом эпизоде герой решает проблемы конкретных пациентов. Такие мини-сюжеты на телевидении называется «вертикальными кейсами» (или «монстрами недели» по определению создателей «Секретных материалов»).
Заодно герой разбирается в собственной непростой жизни, и это позволяет выстроить долгосрочную «горизонтальную» стратегию сюжета. Пациенты приходят к терапевту с невероятными историями. Его методы наверняка вызовут оторопь у настоящих профессионалов, но каким-то образом сериал остается не только остросюжетным, но и психологически убедительным. Зритель наверняка узнает во второстепенных персонажах себя или своих близких. А главную роль здесь фантастически играет Максим Матвеев («Троцкий»).
Где смотреть: Первый канал, дата неизвестна.
«Химерика» (Chimerica)
Название этого британского сериала образовалось из слияния слов «America» и «China». Главный герой этой вымышленной истории — американский фоторепортер, который прославился еще в юности, когда сделал снимок человека, преградившего дорогу танкам на площади Тяньаньмэнь. На самом деле фотография «Неизвестный бунтарь» — работа корреспондента Associated Press Джеффа Вайденера, которому в 1989 году было уже 37 лет. Но сериал подменяет реальную личность придуманным персонажем и предлагает невероятное развитие судьбы журналиста. В 2016-м герой оказывается в черном списке во время освещения кампании кандидата в президенты Дональда Трампа, а затем и вовсе дискредитирует себя в Сирии. Единственное, что он теперь может сделать, чтобы вернуть себе имя — разыскать того самого неизвестного бунтаря с фото 1989 года и поговорить с ним.
«Химерика» — в меру пылкий политический триллер («Родина» справляется с теми же задачами куда решительнее). Это интересный производственный роман о жизни журналистов (но тоже далекий от стандартов «Отдела новостей»). Единственное неоспоримое достоинство британского сериала — пытливый взгляд из-за океана и на американскую свободную прессу, и на китайскую цензуру. Но протестуя против «фейковых новостей», «Химерика» сама отталкивается от дикой фейковой новости. В Сирии герой видит, мягко говоря, маловероятную сцену: мирную демонстрацию сначала обстреливают, а потом всех выживших женщин с детьми в упор добивают солдаты — с триколором на погонах и говорящие на чистом русском; не стесняясь свидетелей, среди которых международные журналисты. Героя это так возмущает, что он подделывает фотографию казни, которую он не смог снять. Коллеги разоблачают героя, но осадок остается: если сериал начинается с такой ерунды, зачем верить тому, что в нем скажут дальше? В любом случае, это интересный пример свободомыслия, которое, вопреки скепсису многих, можно встретить на ММКФ.
Где смотреть: Channel 4, c 17 апреля.
(1) MIPCOM
Ежегодная выставка, на которой представители телекомпаний покупают и продают новые программы и шоу.
(2) Тяньаньмэнь
Площадь в Пекине, на которой в 1989 году несколько месяцев шли молодежные протесты. 4 июня протестующих разгоняли танками — в итоге, по разным данным, погибли от 200 до 1000 человек.