«Год культуры» с Федором Бондарчуком: смешной и злободневный сериал — но только для интернета
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
В онлайн-сервисе «ТНТ-Премьер» идет сериал «Год культуры» — комедия о перевоспитании чиновника-казнокрада. Среди продюсеров сериала — автор «Домашнего ареста» Семен Слепаков. В главной роли — Федор Бондарчук. Кинокритик Егор Москвитин рассказывает, чем интересен «Год культуры» — самый смешной российский сериал 2018 года.
Во время прямой линии преподавательница провинциального вуза Софья Белозерова (Мария Ахметзянова) жалуется Владимиру Путину (Владимир Путин) на проблемы и так увлекается, что сгоряча предлагает московским чиновникам самим попробовать порулить кафедрой литературы в маленьком Верхнеямске. Президенту идея нравится — и вот уже в ссылку отправляется лощеный столичный функционер Виктор Сычев (Федор Бондарчук). Задача чиновника — вывести университет в сотню лучших по стране. Движению в прекрасное будущее, разумеется, будут препятствовать и сам ревизор, и вверенное ему заведение, и весь город. Да так сильно, что в первой же серии сразу несколько героев решат спрятаться от перемен в могилах. Но потом вылезут, отряхнутся и все же начнут работать.
Ничего шокирующего в сатирическом сериале «Год культуры», прямо скажем, нет. Российские сериалы 2018 года (и некоторые из тех, что выйдут в следующем году) достаточно четко очертили список тем, над которыми можно смеяться. Это и тотальное взяточничество, и некомпетентность чиновников, и их склонность саботировать любые реформы. Главное — не забывать противопоставлять этих мелких бесов тем силам во власти, которые действительно заняты спасением страны. К тому же «Год культуры», как и «Домашний арест», выходит на платном онлайн-сервисе «ТНТ-Премьер», а не в федеральном эфире. Канал идет за аудиторией, привыкшей к неподотчетному юмору ютюба и свободолюбивым дискуссиям социальных сетей. Привлечь эту публику сериалом, в котором не было бы острых тем, невозможно. Да и эфирный репертуар ТНТ (как и обновленного ТВ-3, которым сегодня занимаются выходцы с ТНТ) всегда стремился к искреннему разговору со зрителем — вспомнить хотя бы «Измены» и «Сладкую жизнь».
Сильная сторона «Года культуры» в другом: в том, как много хороших актеров удалось собрать в одном шоу, и как ловко прописаны взаимоотношения между персонажами. Кроме Бондарчука и Ахметзяновой в сериале играют: Игорь Угольников (мэр-лицемер), Александр Лыков (трусливый ректор), Ольга Медынич (беременная преподавательница), Александр Обласов (ее муж-милиционер) и Риналь Мухаметов (карьерист-ассистент главного героя). А безобидного педагога-алкоголика с упоением изображает Александр Яценко, который куда чаще появляется на телевидении в больших драмах — вроде «Ненастья», «Тихого Дона» и «Оттепели».
Над «Домашним арестом» работали сразу два оскаровских лауреата — французский композитор Людовик Бурс и российский аниматор Александр Петров. У «Года культуры» нет международной команды, зато есть writerʼs room из десяти (согласно «Кинопоиску») сценаристов. Поэтому плотность шуток здесь гораздо выше, чем в среднестатистическом российском ситкоме (не говоря уже о размеренных драмеди), и работают эти шутки на самых разных частотах. Какие-то гэги напомнят о «Нашей Раше», но есть и те, что равняются на американский «Офис» или британский «Монти Пайтон».
Комедийные таланты Федора Бондарчука известны еще с «Даунхауса», а похожий сюжет — про роман столичного чиновника и провинциальной филологини — он вместе с Ксенией Раппопорт уже разыгрывал в ироничной мелодраме Авдотьи Смирновой «Два дня». Вдобавок, на СТС в этом сезоне выходит веселый «Филатов» с ним же в главной роли — чем-то похожая на «Блудливую Калифорнию» семейная сказка про Москву, только не с писателем, а с гинекологом в качестве главного героя. Так что несерьезный и эксцентричный Бондарчук — зрелище, к которому несложно привыкнуть. Гораздо больше, чем он, в сериале удивляет совершенно неузнаваемый Риналь Мухаметов.
Еще одна причина попасть под обаяние «Года культуры» — в отличие от «Домашнего ареста» он написан как комедия производственная, или, как характеризуют ее сами авторы, «исправительно-трудовая». А это совсем другой формат драматургии, близкий к процедурным сериалам. Его особенность в том, что зритель погружается не только в проблемы героев, но и в саму среду их жизни, в механику их существования. Так что его ждет и ностальгия по студенческой среде, и очарование бедной науки и провинциальной осени.
Как и «Домашний арест», «Год культуры» тратит много времени на развертывание экспозиции и знакомство с героями, поэтому пока что за бесконечными шутками не особенно заметна драма. Но предыдущий опыт продюсеров и возможности актеров заставляют верить, что все впереди.