Image
истории

«Девушка, которая застряла в паутине»: Лисбет Саландер возвращается на экран — но как-то неубедительно

Источник: Meduza
Фото: Columbia Pictures / Sony Pictures.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В российский прокат выходит фильм Феде Альвареса «Девушка, которая застряла в паутине». Он рассказывает о новых приключениях Лисбет Саландер, героини детективного цикла Стига Ларссона, который он не успел закончить при жизни. Последний роман выпустил уже другой писатель, по этой книге и сняли картину. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что на основе уникальной вселенной Ларссона сделали хоть и выразительный, но предсказуемый и неправдоподобный триллер — и виноваты в этом и режиссер, и автор романа.

Бисексуалка, хакерша, спортсменка, отличница! Идеальный человек XXI века, Лисбет Саландер. Ее придумал шведский журналист и детективщик Стиг Ларссон, который, к сожалению, не дожил до всемирного успеха своей трилогии из цикла «Миллениум». Главными героями были Саландер и репортер Микаэль Блюмквист, вдохновленные персонажами любимой детской писательницы всех шведов Астрид Линдгрен: девушка наследовала хулиганке и выдумщице Пеппи Длинныйчулок, ее партнер — самодеятельному сыщику Калле Блюмквисту.

Четвертая книга осталась в черновиках, недописанной. Ее завершил — точнее, целиком написал заново — Давид Лагеркранц, также журналист и создатель биографического бестселлера «Я — Златан» про футболиста Златана Ибрагимовича. Новый том получил название «Девушка, которая застряла в паутине» и, невзирая на смешанные реакции критиков, имел огромный коммерческий успех. Именно его экранизация теперь выходит на экраны. 

Другими словами, перед нами сугубо коммерческий проект, в котором не осталось места для вдохновения и любых экспериментов. Неслучайно и неудивительно, что Голливуд, со скрипом давший зеленый свет Дэвиду Финчеру с его экранизацией «Девушки с татуировкой дракона», не захотел снова рисковать. В той картине была на редкость депрессивная атмосфера, много насилия и эротики; и сборы были отнюдь не рекордными. Поэтому вторую и третью части трилогии — «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки» — Финчер так и не перенес на экран.

Новая картина — совсем другое дело. Тут и автор жив-здоров, и режиссера взяли более сговорчивого. Уругваец Феде Альварес, создатель неожиданного хита «Не дыши», умеет управляться с саспенсом и атмосферой, великолепно ставит экшн и отвечает за выразительность персонажей. А главное — способен смириться с завиральностью интриги и пустить зрителям пыль в глаза. Постоянно попадая вместе с героиней из огня да в полымя, они буквально не успевают задуматься над неправдоподобием происходящего. 

Image
Columbia Pictures / Sony Pictures

В начале фильма Лисбет Саландер, как Робин Гуд нового времени, озабочена исключительно наказанием мужчин за их преступления. Она ловит благополучных насильников и поборников бесконтрольного харассмента, грабит их и пытает, успевая скрыться до появления полиции. От этого монотонного занятия ее отвлекает дело более масштабное. Сбежавший из Штатов ученый просит ее украсть программу, которую он сам же и разработал для американских спецслужб, а потом раскаялся — ведь с ее помощью можно захватить контроль над атомным оружием по всему миру. Разумеется, Лисбет как опытный хакер моментально выполняет заказ. Естественно, это оказывается подставой и страшный чемоданчик попадает в руки преступников — и не каких-то рядовых, а страшнейших (например, своим врагам они отрезают носы!), зовущих себя «пауками». Когда Лисбет пытается восстановить статус-кво и защитить хакерскую честь, выясняется неизбежное: во главе «пауков» стоит ее единокровная родственница. 

Кому-то, возможно, все вышеизложенное покажется недопустимыми спойлерами, но, к несчастью, почти каждый сюжетный поворот в фильме угадывается заранее. Причем обусловлен он не логикой характеров, а исключительно жанровыми клише. Но абсолютная предсказуемость «Девушки, которая застряла в паутине» — еще не самый большой ее недостаток. Авторы фильма — нарочно или нет — поступательно избавляются от всех уникальных особенностей вселенной Ларссона, на глазах превращая историю Лисбет Саландер в шаблонный триллер.

Героиня, невзирая на вечно напряженное выражение лица (справедливости ради, Клер Фой на роль подошла идеально), превратилась в подобие даже не Шерлока Холмса, а Джеймса Бонда — только действующего не во благо бывшей империи, а во имя идей равенства, толерантности и либерализма. Она здесь не живой человек, раздираемый на куски комплексами и страдающий от одиночества, а бессмертный киборг. Еще худшая трансформация случилась с Блюмквистом. Его роль в интриге стала сугубо служебной, а модельная внешность Сверрира Гуднасона низвела важнейшего персонажа «Миллениума» до статуса эдакой «девушки Бонда» (только без секса). 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Стоило убить живой и, кстати, небезупречный организм книг Ларссона, создав на его основе схему, как вылезли наружу все противоречия. Все-таки «Девушка, попавшая в паутину» написана и снята мужчинами, и при всей декларируемой прогрессивности, комичным образом сваливается в патриархальные штампы. Главная предательница здесь — женщина, как и руководительница преступного синдиката. Причем преступница-«паучиха» неизменно ходит в обтягивающем красном костюме — очевидно, чтобы поярче выделяться на блеклом фоне своих подчиненных. Самыми же мудрыми и проницательными сделаны, конечно, мужчины — гениальный ученый и его гениальный сын. 

Следует уточнить: ничего криминального в этом всем, конечно, нет. Фильмов и книг, устроенных именно так, бесконечное количество; так сделано любое типовое бульварное чтиво. Но все-таки обидно наблюдать, как самый сенсационный детективный проект XXI века превращается в стандартную развлекательную продукцию. 

Антон Долин

  • (1) Трилогия «Миллениум»

    В нее входят книги «Девушка с татуировкой дракона», «Девушка, которая играла с огнем» и «Девушка, которая взрывала воздушные замки»