Image
истории

Три фильма «Артдокфеста», которых не будет в Москве. Украинские режиссеры запретили показывать их на территории России

Источник: Meduza
Фото: Artdocfest.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

«Медуза» продолжает представлять фильмы из конкурсной программы фестиваля документального кино «Артдокфест» — он пройдет с 19 по 23 октября в Риге и с 6 по 12 декабря в Москве. Следующие три картины — «Домашние игры» Алисы Коваленко, «Папа — мамин брат» Вадима Илькова, «Дельта» Александра Течинского — сняты украинскими авторами. Все три режиссера выступили против того, чтобы их фильмы показывали на территории России; зрители смогут увидеть эти картины только на «Артдокфесте» в Риге. Подробнее о трех фильмах рассказывает президент фестиваля, режиссер-документалист Виталий Манский.

Виталий Манский

Президент фестиваля «Артдокфест»

Еще в 2014 году мы на «Артдокфесте» [в декабре] сделали программу «Украина — не Россия», где показали ретроспективу украинского кино, объясняющего нашему зрителю, что Украина — это действительно отдельное государство со своей историей, со своей культурой, с отличными от России культурными кодами. Тогда эта программа была очень тепло принята зрителями: даже на фильмы, вроде «Освобождения» Александра Довженко 1940 года — о присоединении Западной Украины к Советскому Союзу, — собирались полные залы.

Но отношения между Россией и Украиной изменились — на фоне обострения военных действий на территории Украины. И уже в 2017 году наши друзья стали отказываться представлять свои фильмы в Российской Федерации. Причем хочется подчеркнуть, что речь идет о категорически не политических картинах.

Скажем, Сергей Буковский, снявший фильм «Главная роль» о своей маме, немолодой украинской актрисе, где никоим образом не присутствует контекст сегодняшних отношений между Россией и Украиной, отказался показывать этот фильм на «Артдокфесте» в Москве. Более того, он приехал представить эту картину на «Артдокфест» в Ригу, то есть тем самым подчеркнул дружеские отношения и какое-то уважение к нам. Но от показов в России отказался, аргументируя это тем, что не хочет, чтобы такой интимный и личный фильм о самом дорогом для него человеке даже гипотетически посмотрели те, кто проявляет агрессию по отношению к его государству.

В прошлом году мы столкнулись еще и с тем, что некоторые фильмы невозможно было показать уже по требованиям российской стороны. Так, по звонку из какого-то высокого, неведомого мне кабинета был снят с показа фильм «Мустафа» о Мустафе Джемилеве, бывшем лидере крымско-татарского Меджлиса. Так, нам не дали показать фильм «Война ради Мира» — о добровольцах, которые отправились защищать свою родину на восток Украины. И, конечно же, — ситуация с сорванным показом латвийско-российской картины Беаты Бубенец «Полет пули», действие которого как раз зафиксировало 90 минут из жизни людей в непризнанной ДНР. В зал ворвались активисты SERB, которые распыляли химические реагенты, что повлекло за собой эвакуацию зрителей и порчу собственности кинотеатра.

А уже в 2018 году в Держкино — это украинское государственное агентство кино — состоялась специальная дискуссия по поводу участия украинского кино в любых культурных мероприятиях на территории Российской Федерации. И отдельно там как контраргумент приводился в пример «Артдокфест», который очень важен для украинского кино. Тем не менее, финальным решением был все-таки отказ от участия в российских фестивалях — всех, включая и «Артдокфест».

В этом году заявку на участие в нашем фестивале подали порядка 50 украинских авторов. В заявке можно было указать, готовы ли авторы к тому, чтобы их картины показали в России. Надо сказать, были и такие режиссеры, которые этого хотели, — но их фильмы по большей части как раз были напрямую связаны с конфликтом: это документальные картины о жертвах войны на Украине, о ее истории. Но авторы всех трех фильмов, которые мы включили в конкурсную программу, подчеркнули, что согласны на участие в «Артдокфесте» исключительно на территории Латвии.

Все три фильма мы покажем онлайн. Это будет сделано не по обычной системе онлайн-кинотеатров — когда ты можешь смотреть фильм в течение суток или 72 часов. Это будут онлайн-сеансы, с точным временем начала, с обсуждением по окончании, даже с ограниченным количеством мест в зале.

Домашние игры

Режиссер Алиса Коваленко, Украина, Франция, Польша, 2018

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Это фильм Алисы Коваленко, которая уже участвовала в «Артдокфесте» с картиной «Алиса в стране войны». Она ездила на войну в качестве волонтера и снимала фильм. Кстати, была жертвой войны, она была в плену в Донбассе и подверглась насилию со стороны тех, кто удерживал ее в плену.

Теперь она сняла картину о женском футболе — а точнее сказать, о девушке, которая смогла реализоваться в жизни, только попав в женскую футбольную команду. Почему фильм называется «Домашние игры»? Потому что, по сути дела, футбол является некоторым фоном для погружения в ее внутрисемейные конфликты. Когда мы проживаем вместе с героиней этот отрезок, один футбольный сезон, в ее жизни происходят весьма драматические события: уходит из жизни ее мама, оставив ей, молодой девчонке, достаточно неуверенно стоящей на ногах, еще двоих сводных детей на попечение.

Эта история, конечно, не оставляет равнодушным зрителя. Я был свидетелем украинской премьеры картины на международном конкурсе Одесского фестиваля. Там были очень сильные фильмы — из каннской программы, берлинской. И, тем не менее, жюри отдало главный приз именно картине Коваленко. Я считаю, что сам фильм — большая удача, и большая удача для фестиваля представить такую картину в конкурсной программе.

Папа — мамин брат

Режиссер Вадим Ильков, Украина, 2018

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Это тоже семейная история, локальная, я бы даже сказал —минималистичная. История о том, как молодой человек, художник, свободно живущий парень, сталкивается с необходимостью заниматься воспитанием — и даже усыновлением — ребенка своей родной сестры. Этот фильм настолько деликатно и в то же время настолько чувственно повествует об этой ситуации, настолько вовлекает зрителя в интимное пространство отношений брата и сестры, что на крупнейшем фестивале документального кино в швейцарском Ньоне — «Visions du Réel», входящем в тройку основных европейских документальных фестивалей, — они получили главный приз, несмотря на то, что это дебютная работа режиссера.

Дельта

Режиссер Александр Течинский, Украина, 2017

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

Эта картина была впервые представлена на кинофестивале в Одессе — по сути, главном на сегодняшний день украинском международном фестивале — наряду с игровыми и анимационными фильмами. А в Украине сейчас снимается много кино, в том числе игрового, и оно достаточно успешно у украинского зрителя. И фильм оценили, дав ему главный приз в одной категории с игровым кино.

«Дельта» напрочь лишена публицистики — это вневременная, можно даже сказать поэтическая, картина о людях, живущих в тумане, в дельте реки Дунай. В Одесской области есть такая «украинская Венеция» — город Вилково в Килийском районе. Он находится непосредственно на воде; водный транспорт является естественным способом передвижения между соседями, между домом и рабочим местом. На лодках люди выезжают на сбор сена и прочие сельхозработы. И даже неважно, что эти люди делают, — важно, насколько это красиво, кинематографично. Вообще говоря, эта картина в чем-то отсылает к традиции того самого «украинского поэтического кино» — к «Земле» Довженко, и в чем-то даже к Параджанову. Это правда настоящая поэма.

Записала Александра Зеркалева

  • (1) SERB

    Движение SERB (South East Radical Block — «Юго-восточный радикальный блок») было основано в Днепропетровске весной 2014 года, после смены власти на Украине. Тогда выступало за предоставление автономии юго-восточным регионам страны. Потом переехало в Россию, сменило в названии слово «радикальный» на «российский».