«Лето» Серебренникова (под домашним арестом), «Три лица» Панахи (невыездной), «Пепел белоснежен» Цзя Чжанкэ (фильмы запрещены) Каннский кинофестиваль объявил программу
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
12 апреля директор Каннского кинофестиваля Тьерри Фремо объявил программу 71-го смотра. Россию в основном конкурсе представит картина «Лето» Кирилла Серебренникова, который находится под домашним арестом. Серебренников был задержан на съемках именно этого фильма в августе 2017 года. Подробнее о программе Каннского фестиваля — получившейся довольно сильной — рассказывает кинокритик «Медузы» Антон Долин.
Главная новость затмевает все остальные — «Лето», новый фильм Кирилла Серебренникова, будет участвовать в конкурсе Каннского фестиваля и претендовать на «Золотую пальмовую ветвь» (приз, который Россия, напомним, получала лишь однажды за «Летят журавли» Михаила Калатозова). Конечно, свою роль сыграли драматические обстоятельства, в которых завершалась работа над фильмом: Серебренников монтировал его под домашним арестом. Вопрос о том, удастся ли автору самому представить «Лето» на мировой премьере, остается открытым. Увы, верится в это все меньше; на российское правосудие не подействовала даже премьера в Большом театре, и вряд ли сердца судей смягчит выбор Канн. Однако нечестным было бы считать, что отбор «Лета» в конкурс связан исключительно с политической конъюнктурой. Предыдущий фильм Серебренникова «Ученик» был с успехом показан именно в Каннах, хоть и в «Особом взгляде» — но путь из этой параллельной программы в основной конкурс проходят очень многие режиссеры. Так что российский автор на фестивале — отнюдь не чужак, он там по праву.
«Лето» — картина о начале профессиональной карьеры Виктора Цоя и его дружбе с Майком Науменко в Ленинграде 1980-х годов. Главные роли в картине сыграли Роман Билык (он же Рома Зверь), Ирина Старшенбаум («Притяжение») и Тео Ю. Оператором фильма стал Владислав Опельянц, до того снимавший и «Ученика».
В конкурсе Канн с «Летом», среди прочих, будет состязаться фильм «Три лица» Джафара Панахи — выдающегося иранского режиссера, лауреата уникального набора призов («Золотая камера» в Каннах, «Золотой леопард» в Локарно, «Золотой лев» в Венеции, «Золотой медведь» в Берлине). Панахи прожил несколько лет под домашним арестом, только что вышел из-под него, и за это время, невзирая на запрет, ухитрился снять три полнометражных фильма. О чем его новая лента, пока не сообщается, но в любом случае к ней будет приковано всеобщее внимание. Кроме того, надо назвать Цзя Чжанкэ, лидера современного независимого китайского кино: его картина «Пепел белоснежен» тоже участвует в конкурсе. Цзя Чжанкэ, многократный победитель мировых фестивалей, не был репрессирован на родине, но многие его фильмы там запрещены по политическим причинам и до сих пор не выходили в прокат.
Уже трех этих конкурсантов было бы вполне достаточно, чтобы обеспечить интригу — тем более, что о кинематографических предпочтениях президента жюри, австралийской дивы Кейт Бланшетт, никто ничего толком не знает. Но, конечно, Канны этим не ограничились.
Наравне с другими на «Золотую пальмовую ветвь» будет претендовать, возможно, величайший из живущих классиков кино — 87-летний Жан-Люк Годар (у него этого приза нет!). Его новый фильм носит загадочное название «Книга образа». Он, пожалуй, единственный ветеран в конкурсе этого года — необычном еще и потому, что в список не попал ни один из прошлых лауреатов высшей каннской награды.
Самые титулованные участники — открывающий фестиваль иранец, дважды лауреат «Оскара» Асгар Фархади («Развод Надера и Симин») с лентой «Все знают», где сыграли Хавьер Бардем и Пенелопа Круз; дважды лауреат каннского гран-при итальянец Маттео Гарроне («Гоморра») с картиной «Догмен»; еще один обладатель «Оскара» — поляк Павел Павликовский («Ида») с «Холодной войной» и еще одна итальянка, исключительно одаренная и самобытная постановщица Аличе Рорвакер («Чудеса»), ранее получавшая в Каннах гран-при. Ее новая работа называется «Счастливый Лазарь». Нестандартно выглядят американские участники — самый авторитетный афроамериканский режиссер в мире Спайк Ли и более молодой Дэвид Роберт Митчелл, известный по малобюджетному хоррору «Оно следует за тобой». Остальные конкурсанты — французы Кристоф Оноре и Стефан Бризе, ливанка Надин Лабаки, японец Хирокадзу Корээда и кореец Ли Чан-Дон, — в разные годы тоже участвовали в фестивале и были там отмечены.
Общая картина выглядит интересной, но как будто неполной. Необходимо помнить еще два обстоятельства. Во-первых, официальная программа непременно будет дополняться: именно такими лентами, попавшими в конкурс в последний момент, были победители прошлых лет «Класс» Лорана Канте и «Квадрат» Рубена Эстлунда. В частности, глава фестиваля Тьерри Фремо делал на официальной пресс-конференции многозначительные намеки на возможное участие Ларса фон Триера с его монументальным триллером «Дом, который построил Джек» и Паоло Соррентино с двухчастной и почти четырехчасовой кинобиографией Сильвио Берлускони «Они». Возможны и иные сюрпризы. Во-вторых, впереди объявление двух параллельных программ — «Двухнедельник режиссеров» и «Неделя критики».
Пока что самые несмелые и приблизительные ставки можно делать лишь исходя из объявленного расклада. В котором, кстати, Россию представляет не только «Лето» — сделанное, кстати, без единой копейки государственных денег, — но и получасовая лента дебютанта Игоря Поплаухина «Календарь», включенная в конкурс учебных работ Cinefondation.