«Черная пантера»: Marvel выпустила самый сильный и нестандартный кинокомикс за всю историю киностудии
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
В российский прокат вышла «Черная Пантера» — первый фильм о чернокожем супергерое во вселенной Marvel. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что, несмотря на традиционную для кинокомиксов сюжетную схему, картина о противостоянии разных рас, полов и социальных классов получилась нестандартной, остроумной и, возможно, лучшей в фильмографии молодого режиссера Райана Куглера.
Если вы смотрите за год всего один голливудский блокбастер, посмотрите именно этот. Еще неизвестно, соберет ли «Черная пантера» рекордные деньги и будет ли у нее призовая судьба, но в историю этот фильм войдет наверняка.
После прошлогодней «Чудо-женщины», первого успешного мейнстримного кинокомикса о женщине, снятого женщиной-режиссером, настало время для первого фильма того же жанра, где режиссер, сценарист и герой — чернокожие. Собственно, чернокожие почти все персонажи, за вычетом двух подчеркнуто комических и второстепенных, сыгранных англичанами Мартином Фриманом (агент ЦРУ Эверетт Росс) и Энди Серкисом, гением motion capture (в свое время играл Голлума, Кинг-Конга, обезьяну Цезаря и верховного лидера Сноука), а здесь — незадачливым и совсем не страшным злодеем Улиссом Кло. «Черная пантера» основана на комиксах 1960-1970-х годов — одноименный герой появился на свет примерно в то же время, что движение «черных пантер». Но фильм значительно радикальнее рисованных прототипов.
Разумеется, это политическое кино. Начиная с пролога, в котором сталкивается фантастический мир выдуманного африканского парадиза — Ваканды (ее король и есть Черная Пантера) — и бедные неблагополучные предместья американского города, обитатели которых падут жертвой идеализма горделивых вакандийцев. Реальный мир мало похож на сказку, и чем великолепнее Эльдорадо высокотехнологичной и глубоко природной Ваканды, тем очевиднее его высокомерие по отношению к остальным африканским странам, погрязшим в распрях и нищете. Если типовой супергерой за счет сверхспособностей бежит из скучной реальности, то в «Черной пантере» все наоборот: персонажи фильма вынуждены покинуть свой идиллический мирок, чтобы испытать на своей шкуре, чем живет остальная планета.
Это кино о богатых и бедных — тех, кто забрал все ресурсы и пользуется ими себе на радость, и тех, кто обделен, озлоблен, лишен надежд на завтрашний день. О том, что такой дисбаланс рано или поздно обернется войной на уничтожение.
Это кино о черных и белых — о расовых предрассудках, на которых строится глобальная система угнетения, которую уклончиво называют «экономикой» или «политикой». И еще о тех черных, которые живут комфортно, получив привилегии белых.
Это кино о мужчинах и женщинах. Причем мужчины здесь, как протагонист, так и антагонист, — два сомневающихся слабака, а женщины крепче камня. Величественная королева-мать, гениально одаренная принцесса, отважная генерал и ее мощный спецназ бритоголовых амазонок — ни один мужчина не способен устоять перед ними. А за кадром, кстати, работает Рэйчел Моррисон — первая женщина-оператор, номинированная на «Оскар».
Нестандартная расстановка акцентов помогает трансформировать и архетипическую сюжетную схему. По структуре «Черная Пантера» — что-то вроде «Гамлета». Погибает великий король, молодой принц-невротик вынужден стать преемником, но на трон претендует и самозванец. Только в «Черной пантере» буквально все наоборот. Братоубийцей оказывается не узурпатор, а сам благородный монарх; агрессивный выскочка стремится к трону по праву, в полном соответствии с принятым в Ваканде ритуалом наследования. «Черная пантера» линейна, как любой киномиф, но назвать ее шаблонной или предсказуемой все же нельзя.
Режиссер Райан Куглер тоже вошел на свой трон по праву. Его профессиональная судьба впечатляет: ему всего 31 год, а прославился он в 26, получив гран-при на «Сандэнсе» за остросоциальный, основанный на реальных событиях и малобюджетный фильм «Станция «Фрутвейл»» о чернокожем, безвинно убитом полицейскими в новогоднюю ночь. Путь Куглера от независимого кино к блокбастеру студии Marvel был удивительно гармоничен: его вторая лента «Крид» уже была сделана за гораздо большие деньги и выдержана по законам жанра боксерского кино — но не теряла социально-политического пафоса. Куглер не «продался», а нашел адекватную своему дарованию форму. В рамках авторского кино его картины казались плакатно-плоскими; те же идеи, поданные гигантской аудитории тинейджеров под соусом из драк, погонь, приключений и спецэффектов, неожиданно обрели объем и смысл. Безусловно, «Черная Пантера» — лучший его фильм.
Он по-марвеловски богато и изобретательно устроен и не по-марвеловски независим от «объединенной вселенной» (если вы не смотрели предыдущих кинокомиксов, ничего страшного). Пейзажи Ваканды, футуристические и архаические одновременно, тянут на отдельное произведение искусства. Битвы и поединки на фоне величественных водопадов и девственных лесов — самоценные аттракционы, как и головокружительная погоня на радиоуправляемых автомобилях по улицам ночного Сеула. Разгром Британского музея — остроумный сатирический скетч. А еще в фильме невероятные костюмы, татуировки, прически и грим воображаемых африканских племен.
В актерском ансамбле, возглавляемом новой звездой Чедвиком Боузманом (Черная Пантера), участвуют новые яркие темнокожие дарования (обошлось, кстати, без надоевших Вупи Голдберг, Опры Уинфри, Дэнзела Вашингтона или Уилла Смита). Здесь и бойкий Дэниел Калуя, герой сатирического «Прочь», и Анджела Бассетт, красавица, над которой не властно время, и юная лауреатка «Оскара» Лупита Нионго, и открытый Куглером Майкл Б. Джордан — главный герой его «Станции «Фрутвейл»» и «Крида», а здесь, вроде бы, злодей, но невероятно харизматичный. Особенная радость — наблюдать среди них актеров Джима Джармуша: Фореста Уитакера, сыгравшего роль жреца, и кот-д-ивуарца Исаака де Банколе, как будто пародирующего своими щеголеватыми пиджаками и ярко-зеленым пирсингом в нижней губе главного героя «Предела контроля». Выходит, придуманный Джармушем киллер-виртуоз был родом из Ваканды.
В фильме блестящий саундтрек, продюсером и соавтором которого выступил некоронованный король интеллектуального хип-хопа и свежий лауреат нескольких «Грэмми» Кендрик Ламар. Под его руководством песни для фильма писали The Weeknd, Future, SZA, Трэвис Скотт и другие суперзвезды афроамериканской музыки. Еще лет двадцать назад сам жанр, при всей распространенности, был музыкой не для всех (пусть число этих «не всех» уже было многомиллионным), а сегодня победа хип-хопа, rʼn«b и соула в США кажется состоявшимся фактом: самые популярные композиторы и певцы в стране — чернокожие. «Черная Пантера» позволяет предположить, что в скором времени что-то похожее может произойти и в кино. В конечном счете, демократическая монархия Ваканда — универсальная утопия, обаянию которой трудно не поддаться, вне зависимости от твоего происхождения, культуры и цвета кожи.
(1) "Черные пантеры"
Американская леворадикальная организация, которая отстаивала гражданские права чернокожих в США. Существовала с середины 1960-х по 1970-е годы.