«В 25-й раз переделывают несчастных „Братьев Карамазовых“. Ну напишите вы про братьев Ивановых!» Мединский выступил перед студентами ВГИКа
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
15 февраля министр культуры Владимир Мединский выступил во ВГИКе с лекцией «Движение вверх российского кино. Итоги 2012-2017» и ответил на вопросы студентов (явка на лекцию чиновника была обязательной). Сначала министр отчитался об успехах российского кино в прокате, а затем рассказал будущим режиссерам, сценаристам и продюсерам, как работает система госфинансирования, существует ли цензура, о чем лучше снимать кино и почему не стоит ориентироваться на международные премии. Запись лекции Владимира Мединского оказалась в распоряжении редакции; «Медуза» публикует некоторые фрагменты из выступления министра.
Сегодня режиссерам тяжелее, чем в СССР. Но не из-за цензуры!
Успех нашего кино — это успех в условиях очень жестокой конкуренции. Такой конкуренции в СССР не было. СССР был закрытым кинорынком. Сегодня наши мультфильмы конкурируют со «Шреком» в кассе. Успешно конкурируют. Мы что, в советские годы могли видеть с вами диснеевскую продукцию в кинотеатрах? Да мы в лучшем случае «Микки Мауса» смотрели на кассетах, которые привозил кто-то из-за границы. Мы сейчас постоянно говорим с вами о цензуре. Какая цензура? В СССР отбиралось фиксированное количество фильмов, которые разрешали к показу на советском экране. Да, это была главная советская индустрия развлечений, но не было никакой альтернативы, безальтернативный досуг. Поэтому сравнивать себя с СССР некорректно. Будущие кинематографисты — вы — будете работать в условиях гораздно большей конкуренции. У них были идеологические ограничения, а у вас они гораздо более жесткие — это ограничения конкурентной среды.
Надо снимать современное кино: не про Карамазовых, а про Ивановых
Если мы посмотрим перечень блокбастеров, то мы увидим, что львиная доля успеха в нашем кино приходится на фильмы героико-исторического жанра. Даже спортивные фильмы можно отнести к историческим спортивным фильмам. Запрос зрителя очевиден, зритель соскучился по такому типу кино. Это выгодно коммерчески и, не скрою, это выгодно и политически. Но культурно и творчески этого недостаточно. <…>
Знаете, это не только про кинематографистов. Такая же проблема в театрах: Чехов, Бунин, Островский — это прекрасно. Все они писали пьесы о своих современниках, в этом был залог их успеха феноменального. Но пьес о нашем дне сегодняшнем в театре практически нет. Что только не делает министерство культуры, какие только гранты не выдает. Нет ничего проще, чем получить грант Минкультуры на постановку современной пьесы. В 25-й раз переделывают несчастных «Братьев Карамазовых», придавая им новое значение. Ну напишите вы про братьев Ивановых сегодняшних, живущих где-нибудь на Урале!
Делать такое кино и такие спектакли гораздо тяжелее. В прошлом уже все случилось: в войне наши победили, в космосе мы все наладили, Олимпиаду выиграли — это константа. Сюжетов много. Я всегда говорю, что, в отличие от Голливуда, нам ничего не надо выдумывать в историческом кино. Открывай любую книгу, и такой там сюжет — любой «Перл Харбор» отдыхает вместе с «Рядовым Райаном». Это есть, а надо делать кино о сегодняшнем дне. Быть в повестке, жить реальной жизнью страны, не довольствуясь лозунгами из фейсбука или телеграма.
Звягинцеву денег не дают, потому что он сам не просит. И хорошо
Фильм «Нелюбовь» не получил господдержки, потому что коллега [продюсер Александр] Роднянский с [режиссером Андреем] Звягинцевым за господдержкой не обращались. Это было их решение, они снимали на частные средства фильм, решили у «душителей свободы» денег не брать — мы это приветствуем. Чем больше частных средств будет приходить в кинематограф, тем лучше. Мы не навязывались, потому что государственных денег почти всегда не хватает даже на те проекты, которые приходят за господдержкой.
Никакой цензуры нет — кроме той, что прописана в законе
Никаких стоп-листов у нас нет, никаких закрытых тем у нас нет. <…> Существуют приоритетные темы, но это не закрытый список. Например, фильм «Горько», получивший поддержку от Фонда кино, не входил ни в какие приоритетные темы. Мы увидели, что этот фильм имеет большой кассовый потенциал. И фильм в принципе яркий. <…> Что касается цензуры, у меня нет никаких границ цензуры — они определены законом, там есть исчерпывающий список, чего нельзя. Никаких других ограничений нет.
Ориентироваться на международную оценку кино нельзя — она необъективная и зависит от политики
Мерить [успех кино] исключительно международным признанием тоже необъективно, потому что все зависит и от международной ситуации, и от отношения к конкретному художнику. Я могу вам привести пример — Каннский фестиваль, лет 15 назад. Фильм, который получил страшно негативную оценку во многих либеральных и окололиберальных СМИ, — «Утомленные солнцем 2» [Никиты] Михалкова (фильм «Утомленные солнцем-2: Предстояние» вышел в 2010 году — прим. «Медузы»). Он шел в основной программе Канн в последний день. Тысяч пять [зрителей], большой зал. Фильм заканчивается, там идут долго титры в конце, минуты три. И я думал, сейчас я встану, а ползала уже ушло. [Но] титры закончились, весь зал встал и аплодировал минут 15 без перерыва. Каннская публика, Франция.
Я выходя подошел к Олегу [Меньшикову] и Никите Сергеевичу и сказал: два варианта, либо «Пальмовая ветвь», либо гран-при. На следующий день ни одного приза, даже самого мелкого, даже поощрительного — фильм не заметили, как будто не было вообще. Вот как после этого оценивать произведение киноискусства по меркам международного сообщества? Такая там была политическая ситуация в жюри на тот момент. У нас сейчас тоже есть Международный Олимпийский комитет. Он очень «объективно» оценивает роль и значение российского спорта в мировом. Вот она, международная оценка.
Когда авторское кино сделано с душой, оно собирает кассу. Например, «28 панфиловцев»
Мы специально делим полномочия с Фондом кино. Если у вас дебют, если кино социальное, грубо говоря, «Аритмия», вы идете в министерство культуры, если у вас «Движение вверх», «Три богатыря» — вы идете в Фонд кино. Эта система работает. Хотя бывают исключения.
Бывает авторское кино сделано настолько с душой, настолько выложился человек, что оно собирает хорошую кассу. Пример не очень корректный, потому что это все-таки кино историческое, а историческое кино наш зритель любит, но «28 панфиловцев» шел в категории «дебют-артхаус». Господдержка 30 миллионов. Касса — 400. «Битва за Севастополь» шло по категории «авторское кино», касса за 400, господдержка 30 миллионов.
Российское кино надо защищать. Например, отодвигая в прокате зарубежное
Честно вам скажу, я отдельные социально значимые фильмы в ручном режиме продвигаю в прокате. Пытаюсь добиваться бесплатной социальной рекламы на щитах или в метро, каких-то льгот на телевидении прошу. <…> Министерство культуры всегда выступает за протекционизм на российском рынке. Нас пока еще не все смежные ведомства слышат, но капля камень долбит — мы постепенно шаг за шагом протекционистские меры вводим. <…>
Одна из мер, которую мы очень аккуратно используем, но она работает, — это так называемая «раздвижка релизов», когда мы высвобождаем хотя бы неделю проката для потенциально кассового российского фильма, чтоб его не раздавил какой-нибудь очередной киномонстр с его рекламным доминированием. Это работает, хотя каждое такое решение — это ушат дерьма, который выливается на министерство культуры и на вашего покорного слугу. Мы мешаем Голливуду зарабатывать на нашей аудитории сверхприбыли, стараясь отдавать эти деньги хотя бы чуть-чуть российскому кино.
Детское кино у нас плохое, а «Гарри Поттер» — хороший. Но это тоже плохо
Нет ничего проще, чем получить поддержу Минкультуры на детский фильм. <…> Но, к сожалению, хороших проектов очень мало. Те детские фильмы, что лично я видел за последние годы, — это очень плохое кино. <…> Мы каждый год выпускаем несколько детских фильмов, которые без остановки все как один проваливаются в прокате. Потому что, не знаю, ну как-то их так делают. А когда детский фильм под названием «Гарри Поттер» делает Голливуд, у них почему-то все хорошо. Вот в чем беда! Где наш «Кортик» и «Бронзовая птица»? У меня дети «Кортик» и «Бронзовую птицу» пересмотрели по три раза. Хотя, казалось бы, сделано совсем не в темпе кинокомикса. А некоторые современные фильмы я им показываю, спрашиваю: «Ну как?», а они говорят: «Ну так. Ты, пап, заставил, мы и смотрим».