«Остров собак» Уэса Андерсона: милая сказка о политике и коррупции На Берлинале показали кукольный мультфильм про собак, мусор и Японию
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
На Берлинском кинофестивале состоялась премьера анимационного фильма Уэса Андерсона «Остров собак» — это история о мальчике, который разыскивает своего пса на мусорном острове, куда выслали всех собак из города. Персонажей — они говорят на английском и японском языках — озвучили Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Скарлетт Йоханссон, Йоко Оно и другие. Кинокритик Антон Долин посмотрел картину в Берлине и увидел в милом мультике про собак социальное высказывание на темы экологии, коррупции и эксплуатации труда.
Если вы любите собак, то не сможете остаться равнодушными к этому фильму. Если еще недолюбливаете кошек, тем более. А если любите Японию — и подавно.
Тем, кому нравится Уэс Андерсон, и объяснять ничего не надо: они сами уже год ждут, когда «Остров собак» появится на экранах. Зрители Берлинского фестиваля — первые счастливцы.
Казалось бы, что общего у самого политизированного кинофорума Европы с уютной кукольной сказкой американского кудесника? Однако Берлинале уже открывался «Отелем „Гранд Будапешт“» Андерсона и награждал его гран-при — там за фасадом декоративной стилизации обнаружилась в высшей степени актуальная притча о беженцах, меньшинствах, нетерпимости и предчувствии мировой войны. «Остров собак» тоже далеко не обычная сказка.
Вечному ребенку Андерсону уже под пятьдесят — делать нечего, пора взрослеть. Парадокс: за последние десять лет он снял две картины о подростковой любви («Королевство полной луны» и «Отель „Гранд Будапешт“») и два мультфильма («Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак»), но почему-то все они кажутся более глубокими и серьезными, чем легкомысленные «Академия Рашмор», «Семейка Тененбаум» или «Поезд на Дарджилинг», которыми режиссер в свое время прославился. «Остров собак», конечно, очарователен со всех сторон, но милота выдуманной истории не помешала Андерсону высказаться на темы экологии, коррупции и эксплуатации труда.
В недалеком будущем властный мэр Кобаяси вывозит всех собак — потенциальных переносчиков «собачьего гриппа» — из выдуманного японского города Мегасаки на мусорный остров, где годами собирались отходы. Протесты зоозащитников и ученых, уже разработавших вакцину против болезни, не могут изменить ситуацию. Более того, протестующий активнее других профессор вскоре погибает при невыясненных обстоятельствах, а ведь он был основным соперником Кобаяси на грядущих выборах. Племянник мэра, 12-летний сирота Атари, отправляется на мусорный остров в надежде найти своего пса Спотса. Знакомство мальчика с пятью другими альфа-самцами (Шеф, Босс, Кинг, Дюк и Рекс) и их общая одиссея — поиски исчезнувшего Спотса — вскроют заговор политиканов и перевернут иерархию Мегасаки.
Сюжет «Острова собак» настолько цельный и самобытный, что кажется экранизацией какого-нибудь знаменитого японского комикса. Но Андерсон выдумал все это сам, вместе с постоянными соавторами Романом Копполой и Джейсоном Шварцманом, а еще со своим другом, японским режиссером Кунити Номура. Картина родилась из любви к собакам, антиутопиям и японской культуре, и, если вам это кажется несколько странным, вспомните, насколько аутентичной и правдоподобной была выдуманная Европа в «Отеле „Гранд Будапешт“». Главным источником вдохновения Андерсон называет Акиру Куросаву, но не самурайские его фильмы, а «Пьяного ангела» и (разумеется) «Бездомного пса». Связь с поэтичным миром японского гения в этом мультфильме — такая же непрямая и забавная, как отзвуки прозы Стефана Цвейга в «Отеле „Гранд Будапешт“».
Интонацию и ритм «Острова собак» задает музыка Александра Деспла — поистине композитора-протея. Его саундтрек начисто лишен сентиментальности и навеян традициями японской традиционной барабанной музыки. Также мы увидим представление кабуки, услышим несколько сочиненных по случаю хайку (ничуть не пародийных) и, самое главное, — японскую речь. В причудливых правилах игры, заданных Андерсоном, «все персонажи говорят на родных языках». То есть собаки и немногочисленные американцы — по-английски, а почти все остальные — по-японски. Иногда по сценарию в эпизоде участвуют переводчики, и тогда мы понимаем, о чем говорят главные герои. Иногда нет, и мы (в точности как Шеф, Кинг, Рекс, Босс и Дюк) можем лишь догадываться, что имеют в виду люди. Никаких субтитров. Играть в Японию — так всерьез.
Впрочем, в «Острове собак» такое количество звезд озвучания, что поневоле вздыхаешь с облегчением, когда их место занимает неизвестный (для нас) японский актер. Шестерых главных псов озвучивают Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Билл Мюррей, Лив Шрайбер, Боб Балабан и Эдвард Нортон. Также в титрах замечены Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд, Харви Кейтел, Тильда Суинтон и Скарлетт Йоханссон. А безмолвную ассистентку гениального ученого (у нее всего три реплики) озвучила сама Йоко Оно. Если для большинства американских фильмов выпуск с дубляжом — обычная небрежность по отношению к зрителю, то в случае с «Островом собак» такую стратегию можно будет назвать преступной. Ведь Андерсон — мастер диалога, и у каждого из двух десятков актеров есть полноценная (пусть и небольшая) узнаваемая роль.
Безусловно, «Остров собак» — очаровательная сказка, меньше всего похожая на поточную голливудскую анимацию, даже самую лучшую, и сопоставимая по самобытности с шедеврами британской студии Aardman или японской Ghibli. Но это еще и картина о сопротивлении слабого и честного сильному и лживому. О том, как устроена политика. О том, что самые важные вещи (от защиты природы до защиты жизни) в списке государственных приоритетов всегда занимают последние места. А еще о том, что иногда для победы не нужно быть ловким, удачливым или даже умным: вполне достаточно того, что ты прав.