За что мы любим сериал «Рик и Морти» Пришельцы, постмодернизм и семейная психология
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Новогодние каникулы — повод наконец-то посмотреть сериалы, на которые не хватило времени в прошлом году. Третий сезон «Рика и Морти» — безбашенного, но очень неглупого научно-фантастического мультфильма для взрослых — оказался одним из лучших телешоу 2017 года. По просьбе «Медузы» Антон Хитров рассказывает, почему сериал стоит посмотреть всем, кто любит научную фантастику, циничных антигероев и тонкие семейные драмы.
Это образцовый постмодернистский сериал
На американском телевидении немало многослойных постмодернистских сериалов, от ветеранов вроде «Южного парка» до «Времени приключений» и «Коня Боджека», но «Рик и Морти» — пожалуй, самый многослойный и самый постмодернистский. Начать хотя бы с того, что это демонстративно вторичный проект, который вырос из чистой пародии.
В 2006 году молодой мультипликатор Джастин Ройланд снял короткометражку The Real Animated Adventures of Doc and Mharti: как нетрудно догадаться из названия, мультфильм пародировал фантастическую кинотрилогию Роберта Земекиса «Назад в будущее». Спустя семь лет Ройланд объединился с автором ситкома «Сообщество» Дэном Хармоном и придумал сериал с похожими персонажами — гениальным, но циничным и деструктивным изобретателем Риком Санчезом, который путешествует по мультипликационной вселенной в компании своего закомплексованного внука Морти Смита.
Впрочем, источников у шоу намного больше: сериал открыто заимствует идеи из популярных фильмов — начиная с «Парка Юрского периода» и заканчивая «Безумным Максом» — и пародирует целые жанры, например, кино про супергероев, олдскульные боевики и нуарные детективы.
Основная предпосылка «Рика и Морти» — бесконечное множество альтернативных реальностей. Все, что могло произойти, произошло; все, что можно придумать, уже придумано. Словом, неуникальность — базовый принцип не только для создателей сериала, но и для мира, где живут персонажи. Главный герой Рик, язвительный, беспринципный, скептичный и разнузданный, прекрасно это знает. К тому же всеведущий ученый определенно в курсе, что он из мультика.
Это блестящая научная фантастика
Продюсер киновселенной Marvel, глава Marvel Studios, Кевин Файги как-то заметил в интервью, что «Рик и Морти» не сводится к одним шуткам: «В каждом эпизоде этого шоу есть удивительный научно-фантастический концепт, на котором можно выстроить отдельный фильм». Продюсеру так понравились идеи из сериала, что он даже попросил Дэна Хармона, одного из авторов шоу, помочь со сценарием «Доктора Стрэнджа»: например, концепцию зеркального измерения доводил до ума именно Хармон.
Файги не преувеличил: как фантасты Хармон и Ройланд ужасно изобретательны. Из одной только банальной концепции бесконечных параллельных миров, населенных альтернативными версиями главных героев, они сумели выжать десяток оригинальных идей — от межпространственного телевидения, где можно найти все мыслимые шоу, до детского сада, созданного кем-то из Риков специально для отца Морти (точнее, для всех его бесчисленных копий).
Царящая в сериале вседозволенность на самом деле мнимая: Ройланд и Хармон — не из тех, кто жертвует логикой ради хорошей истории. Например, в отличие от своих прототипов из «Назад в будущее», Рик и Морти никогда не путешествуют во времени. Это правило защищает сериал от сюжетных дыр и логических неувязок вроде «парадокса убитого дедушки».
Это не только веселье и трэш, но и серьезный разговор о семье
«Рик и Морти» — не только приключенческий сай-фай, но и ситком о семье, где каждый пытается решить свои проблемы. Дочь Рика, Бет, разрывается между мечтами и домашними обязанностями, Джерри, туповатый зять, сражается за влияние с харизматичным тестем, а старшая внучка, Саммер, переживает подростковый кризис. Едва ли не лучшие серии — те, что с помощью фантастики поднимают реальные вопросы об отношениях с партнерами, детьми и родителями.
Например, в седьмом эпизоде второго сезона Бет и Джерри проходят семейную терапию с инопланетным психологом. Его метод — показывать парам их представления друг о друге, воплощенные в жутких физических формах. И вместо того чтобы попытаться друг друга сожрать, как это делают остальные монстры, проекции Бет и Джерри объединяются и крушат все вокруг.
Это отлично нарисовано
Вряд ли кто-то начнет смотреть «Рика и Морти» ради анимации Джастина Ройланда, которая на первый взгляд выглядит незамысловатой и даже примитивной — почувствовать ее шарм получится только спустя пару серий. Но если что-то в рисовке сериала и может сразу зацепить, то это облик инопланетян и других фантастических тварей, к которому мультипликаторы всегда подходят с особой тщательностью. Взгляните на этот кадр, пародирующий книжную серию «Где же Уолдо?», на этих гигантских микробов или на это нечто.
Там есть Рик!
Практически всесильный герой, который в одиночку разделался с галактическим правительством и остался непобедимым даже после превращения в огурец, гедонист, эгоист и нигилист космического масштаба, плохой партнер, никудышный отец, сомнительный дед и просто кошмарный тесть, алкоголик-социопат, который тяготится собственным обществом, — Рик Санчез получился куда многограннее своего прототипа, доброго и чуть эксцентричного Дока Брауна из фильмов Земекиса.
Озвучка Джастина Ройланда придает персонажу особое обаяние: читая реплики Рика, мультипликатор почти всегда импровизирует и частенько запинается. Как минимум один раз он записывал серию пьяным, чтобы лучше вжиться в предлагаемые обстоятельства. Кстати, второй главный герой, Морти, тоже разговаривает голосом Ройланда.
P. S. С чего начать?
Лучше смотреть все серии подряд — так все будет понятно. Но поскольку большинство поклонников сериала признают, что дебютный сезон слабее второго, есть риск, что вы забросите его еще на первых эпизодах. Если не уверены, что хотите смотреть все шоу, посмотрите на пробу что-нибудь из этих серий.
Mortynight Run (2 сезон, 2 серия) — лучший эпизод с моральной дилеммой
Морти узнает, что Рик снабжал оружием наемного убийцу из космоса. Бунтуя против деда, юный максималист выслеживает киллера, спасает его жертву — разумное облако газа с паранормальными способностями — и, конечно, запускает цепь ужасных последствий. Из бонусов — роскошный музыкальный номер и по-хорошему жуткая сцена с инопланетным игровым автоматом.
Total Rickall (2 сезон, 4 серия) — лучший эпизод о семейных ценностях
Семью Смитов заражают инопланетные паразиты, которые умеют создавать ложные воспоминания: в итоге жертва верит, что перед ней давний друг или даже родственник. За считанные минуты дом наводняют странные персонажи вроде привидения в банке, волшебника-младенца и динозавра-фотографа. Рику надо найти способ отличать родных и близких от пришельцев, пока новоиспеченные члены семьи не объявили паразитом его самого.
The Ricklantis Mixup (3 сезон, 7 серия) — лучший экспериментальный эпизод
Крайне насыщенная серия о тяжелых буднях Цитадели — гигантской межпланетной станции, населенной Риками и Морти из альтернативных реальностей. Оседая в космическом мегаполисе, двойники героев превращаются в политиков, полицейских, рабочих и гангстеров. Эпизод лавирует между нуаром, политическим триллером, подростковыми приключениями и производственной драмой, демонстрируя одних и тех же героев в абсолютно разных ролях. «Основные» Рик и Морти из измерения C-137 почти всю серию проводят за кадром.