«Когда я раздеваюсь на сцене, то каждый раз безумно стесняюсь» Интервью Ларса Айдингера, сыгравшего Николая II в «Матильде»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
«Матильда» Алексея Учителя стала одним из самых обсуждаемых российских фильмов 2017 года задолго до премьеры (она состоится только 26 октября). Депутат Госдумы Наталья Поклонская несколько раз обращалась в прокуратуру с просьбой проверить картину, в которой рассказывается о романе Николая II c балериной Матильдой Ксешинской, на предмет оскорбления чувств верующих. 13 июня Алексей Учитель рассказал, что эксперты Санкт-Петербургского государственного университета изучили фильм и не нашли в нем ничего оскорбительного. Немецкий актер Ларс Айдингер (берлинский театр «Шаубюне»), сыгравший в «Матильде» роль Николая II, приехал в Москву на открытие 3-го Еврейского кинофестиваля: там он представил другую картину, драму «Вчерашний расцвет». Антон Долин встретился с Ларсом Айдингером, чтобы поговорить о «Матильде» и претензиях к фильму.
— Вы наверняка уже знаете, что в России вас считают порноактером.
— Знаю.
— И как к этому относитесь?
— Честно говоря, поначалу я смеялся. А потом осознал, что смеяться особо не над чем. Люди всерьез пытаются помешать выходу «Матильды» на экраны, и я начал опасаться, что у них это может получиться. Вообще-то, я очень рад, что снялся в этом фильме, горжусь своей ролью и, естественно, хочу, чтобы нашу работу оценили зрители.
Я пытался выяснить, откуда пошел слух о моей порнокарьере. Оказалось, из-за моей роли в картине Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания» (2012). Кому может прийти в голову назвать Гринуэя режиссером порнофильмов? Там действительно есть одна сцена, в которой я появляюсь обнаженным с эрекцией. Но ни одного эпизода с сексуальным актом и пенетрацией там, разумеется, нет, а для меня именно это — определение порнографии.
— У нас в России никакого четкого определения не существует.
— Вот как? Я думал, порно — это когда занимаются сексом перед камерой, а такого опыта у меня никогда не было. Что до сцены у Гринуэя, то эрекция моего персонажа была решением режиссера, он видел в этом образ страсти и энергии.
Короче говоря, я бы хотел, чтобы критики «Матильды» сделали над собой усилие и посмотрели фильм, а потом бы уже сформировали мнение. Я считаю себя серьезным артистом, который стремится заинтересовать публику своим взглядом на человеческую природу. Мы все состоим из ошибок и сомнений, и Николай II — не исключение: он был очень сложной и глубокой личностью. Мне кажется, он заслуживает уважения, и мы оказали ему это уважение. Какой смысл работать над фильмом два года просто ради провокации? Провокация ведет к дистанцированию, а мы хотим чего-то противоположного — чтобы вы увидели конфликт нашими глазами, почувствовали себя внутри этого фильма. Искусство всегда, в конечном счете, является зеркалом.
— Теперешние противники «Матильды» ее не смотрели — и хотя бы поэтому зеркала там не увидят.
— Да, но я хотел бы отнестись к возникшему конфликту всерьез. Слишком легко было бы высмеять противников и лишить их права на протест. Я хочу понять причины их отношения к фильму!
— Получается?
— Вполне. Я бы сравнил это с конфликтом вокруг Pussy Riot. Для нас, европейцев, это история о панк-рокерах, устроивших феминистскую акцию протеста. Но есть другие люди — для них церковь свята, и они пытаются ее защитить. Дело не в том, что я на их стороне, просто мне кажется необходимым понять их точку зрения. Для людей церкви Николай II святой, и они боятся, что наш фильм оскорбит память о нем. Важно ответить им: это не так.
Когда мы с Алексеем Учителем делали фильм, то стремились показать сложного, конфликтующего с самим собой человека. Каждому хочется быть идеальным, всегда побеждающим героем, но в реальности таких людей не существует. Настоящие люди берут на себя риски, и часто это заканчивается поражением. Николай II был полон сомнений, когда принял на себя огромную ответственность. Это мы и пытались показать.
— А у вас были сомнения, когда вы соглашались сыграть эту роль?
— Конечно. Когда берешься играть реальную персону, это повышенная ответственность. Кроме того, Алексей Ефимович [Учитель] попросил меня сыграть роль по-русски, а я не знал ни слова по-русски, и реплики пришлось заучивать наизусть. В какой-то момент я всерьез усомнился, что у меня получится.
Покинуть Германию так надолго и сыграть роль в чужой стране, какой была для меня Россия в тот момент, — соблазнительная, но и пугающая перспектива. Иногда я чувствовал себя совершенно потерянным на съемочной площадке: все вокруг говорят по-русски, мало кто знает даже несколько слов по-английски… Я чувствовал изоляцию. Думаю, Учитель выбрал меня в том числе потому, что чувство изоляции испытывал и сам Николай II: в конце концов, кто может заявить, что ему по силам взвалить на плечи управление Российской Империей? Когда я это осознал, эта параллель меня захватила.
— Насколько для вас важно почувствовать связь между своим характером, личностью, и персонажем? Роли у вас очень разные, от Гамлета и Ричарда III до Тартюфа или, наоборот, слабовольного интеллигента в «Гедде Габлер» или фильме Марен Аде «Страсть не знает преград».
— Для меня это обязательное условие. Самая большая опасность для актера — чувство непреодолимой дистанции между тобой и персонажем. Я считаю, что в нас живет потенциал для всех персонажей на Земле. Мы настолько сложные существа, что можем отыскать в себе даже такое чудовище, как Ричард III. Многие считают, что нет никого ужасней в истории мировой литературы, но начинаешь разбираться и понимать его мотивы… И он становится тебе ближе и интереснее.
Вы замечали, что за время действия пьесы Ричард не совершает убийств? Он вдруг осознает, что можно убедить кого-то убить за тебя. И пользуется этим вовсю. Он поражен, как это просто! По-моему, каждый может задаться тем же вопросом. Поняв Ричарда, мы поймем себя. То же самое — с Николаем в «Матильде». В конечном счете, вы видите в нем свое отражение и страдаете вместе с ним. Так произошло со мной.
— Можете выбрать одного персонажа, который вам ближе всех?
— Думаю, Гамлет. Я не первый актер, кто так считает. Вот почему эта трагедия так популярна, а интерпретации образа Гамлета так многочисленны и разнообразны. Любой видит себя в Гамлете и понимает его иначе, по-своему. Каждый «Гамлет» — очень личная работа для актера и режиссера.
— Герои Шекспира многолики, а как быть с мольеровским Тартюфом? Он, кажется, безусловно воплощает зло, как бы ни выглядел на сцене играющий его актер.
— Я не согласен. В спектакле Михаэля Тальхаймера Тартюф — вовсе не зло. Конфликт там перевернут. Обычно «Тартюфа» интерпретируют как историю социума, в котором появляется нарушитель, злодей, разрушитель. В нашем спектакле зло — это коррумпированное общество, а Тартюф приходит, чтобы сказать им беспощадную правду о них самих. А в конце он становится Богом из Ветхого Завета: уничтожает человечество за грехи, не утруждаясь объяснением своих поступков. Он не Мессия, не добродетельный Иисус Христос, он не прощает, а карает: «Вы натворили немало всякого, а теперь за это умрете». Наш Тартюф — архаический, иррациональный. Этим он мне и интересен.
Хотя в целом я соглашусь, что Мольер или Ибсен несравнимы с Шекспиром, он для меня — драматург номер один. Сравнить с ним я могу только Бертольда Брехта. Их с Шекспиром объединяет отсутствие цинизма, умение понять сложность человека и продолжать его любить и защищать. Я стараюсь поступать так же — никого ни в чем не винить и понимать.
— Трогательно, обычно актеры говорят, как им нравится играть злодеев, а вы пытаетесь их полюбить и доказать, что они не так уж злы.
— Брехт сказал: противоречия и парадоксы — наша надежда. Искусство лишено логики, это не математика. Противоречие открывает дорогу для мысли, и поэтому осмысление искусства бесконечно. Я обожаю такие конфликты: взять злодея — и сыграть его с сочувствием.
— Есть стереотип: вершина актерской карьеры — сыграть Гамлета. Вы сыграли Гамлета. Что дальше, к чему стремиться? Пока вы не созрели до короля Лира.
— Да меня не очень интересует Лир, честно говоря.
— Может, это придет с возрастом?
— Возможно. Но вы правы — после Гамлета трудно найти такого же сложного персонажа. Правда, Гамлета я продолжаю играть и надеюсь не останавливаться до конца карьеры. Кроме Гамлета, я бы хотел сыграть когда-нибудь Пера Гюнта. Пьеса Ибсена, полагаю, была написана под влиянием Шекспира. Этот персонаж воплощает всю историю человечества. Античные трагедии меня тоже интересуют, но они очень сложны для понимания. Пока я не работал с этим материалом.
А еще Брехт. Я, кстати, недавно сыграл роль самого Брехта в кино, причем сценарий основан на реальных событиях, и практически все реплики моего персонажа были действительно написаны или сказаны Брехтом. Основа картины — история о том, как Брехт отказался от экранизации «Трехгрошовой оперы», когда продюсеры принялись ему объяснять, о чем его собственная пьеса. Очень современный сюжет. Из брехтовских пьес, кстати, моя любимая — именно «Трехгрошовая опера», хоть это и своеобразный блокбастер. Меня всегда поражало то, как Брехт снимает романтический ореол с бандитов и грабителей. Он объясняет нам: эти ребята — не пираты или ковбои, это обычные банкиры. А какой там великий финал!
— Простите за возвращение к тому, с чего начался наш разговор. Вы, разумеется, никакой не порноактер, но мои связанные с театром друзья давно говорили мне о вашей репутации артиста, который постоянно выходит на сцену обнаженным. Это правда или опять навет?
— Неправда. Интересно, как избирательно работает память публики. В Германии любят шутить на эту тему. Я выходил на сцену голым в «Сне в летнюю ночь», было дело. И то, причинное место было закрыто маской! Это было в 2006-м, довольно давно. С тех пор я сыграл много ролей — «Гамлет», «Демоны», «Тартюф», «Гедда Габлер», — и нигде не был обнаженным. А сейчас обнажился вновь в «Ричарде III». Но не ради эпатажа или провокации, были серьезные причины; и я не прыгаю в зрительный зал с голой задницей. В «Ричарде III» это сцена соблазнения леди Анны. Он раздевается, чтобы показать свою безоружность, готовность на смерть ради нее. Леди Анну соблазняет его уязвимость.
— А вы уязвимы? Это хорошее качество для актера?
— Необходимое. Я очень уязвим. Это непросто — посмотреть в лицо своим страхам. Когда я раздеваюсь на сцене, то каждый раз безумно стесняюсь. Хочется закрыться, защититься. Но ты преодолеваешь страх, и нет ничего важнее этого. Только эта способность делает актера по-настоящему смелым.