Почему на акции протеста вышло столько подростков? Отвечают ученые из группы «Мониторинг актуального фольклора»
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
Одно из самых обсуждаемых свойств акций протеста против коррупции, прошедших по всей России 26 марта, — то, что на них было очень много молодых людей, в том числе несовершеннолетних. «Медуза» узнала о том, с чем связан этот феномен, у антропологов из исследовательской группы «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС. По их словам, социальная мобилизация подростков активно происходит последний год и не связана конкретно с акцией, объявленной Алексеем Навальным.
Группа «Мониторинг актуального фольклора» Института общественных наук при РАНХиГС занимается исследованием вернакулярных реакций на социальные или политические события — то есть возникающих естественно и не связанных с институциями и какими-либо предписаниями. В частности, группа анализирует политический фольклор и протестные плакаты, появляющиеся на митингах последние пять лет, а также интернет-феномены — например, «группы смерти» во «ВКонтакте» или случай Дианы Шурыгиной.
Сегодня весь фейсбук и СМИ пишут о высокой мобилизации подростков на акции 26 марта так, будто их сагитировал Навальный. Это миф, который хотелось бы развеять. Социально-политическая мобилизация подростков активно происходит последний год. Особенно остро мы это почувствовали 1 мая 2016-го — когда мы пришли на одно из согласованных шествий по бульварам, мы почувствовали себя невозможно старыми. Средний возраст участников был 16–18 лет, и там их было две-три тысячи: старшеклассники и студенты младших курсов, юные безбородые троцкисты, огромное количество феминисток, колонна ЛГБТ и сочувствующих, состоящая из подростков… С этого момента мы четко начали видеть по разным городам, как все больше и больше молодежи активно принимает участие [в протестных акциях].
Когда 12 февраля в Москве был митинг против декриминализации побоев, в нем в основном тоже участвовала молодежь, которая впервые вышла на улицы. Казалось бы: на закон о декриминализации побоев должны реагировать люди среднего возраста, условно матери, которых могут побить, и тем, кто это сделал, ничего за это не будет. Ничего подобного. Реагирует в основном молодежь 16–20 лет, люди, которые опасаются будущего, где побои не будут уголовным преступлением.
Такая мобилизация идет активными темпами. Добавьте к этому активное волонтерское движение, работу в благотворительных организациях — люди до 25 всем этим реально сильно увлечены. Многие стоят в пикетах. Одной из наших собеседниц вчера было 17 лет, она постоянно принимает участие в пикетах, и она нам говорила: «Как жалко, что я не была на Болотной!» При этом, когда была Болотная, ей было 12 лет!
Почему это происходит? Есть парадоксальное объяснение. Формально Россия — демократическое государство, и у нас есть вся инфраструктура, которая соответствует демократии. Подростки, о которых идет речь, родились вокруг 2000 года. Они выросли в государстве, где им все время говорят: исполнительная власть должна быть отделена от судебной, с коррупцией надо бороться. И они видят, что в реальности этого нет. И все, что им про демократию в России рассказывают, предъявляют обратно. При этом они лишены советского менталитета, им несвойственна эта идея: ой, я выйду куда-нибудь, а меня уволят, бумажку накатают. Они, конечно, опасаются, что их, условно, выгонят из школы, но приходят.
Все, с кем мы говорили в разных городах, говорят: мы хотим, чтобы власть была честной и мне не врала. Вчера нам рассказали такую историю: в одном из ОВД подросток заполнял протокол и боялся сказать, в каком университете он учится. Ему говорят: напиши, условно говоря, МАДИ. Он отвечает: нет, я не хочу им врать, они мне врут, а я не хочу быть таким, как они. Вот эта идея — «мы не хотим врать» — невероятно частотна, как показывают наши исследования.
Кроме того, надо хорошо понимать, что в последние две недели прошла сильная волна подростковой мобилизации в соцсетях. Во-первых, сильно всех подтолкнул ролик про брянских школьников — после этого появилось популярное видео «Мы вам не ждуны», где некто, скрывающий лицо, призывает выходить на митинг, потому что надоело, что воруют и врут. У него было много перепостов. Во-вторых, видимо, сыграл роль и ролик про урок патриотизма в консерватории. Такие уроки, судя по всему, сейчас проходят массово — и это не может не раздражать.
То, что Навальный воспользовался форматом видеоблога, тоже важно. В своих исследованиях про «группы смерти» и феномен Дианы Шурыгиной мы, в частности, столкнулись с тем, что популярные блогеры переводят язык телеканалов, официальных новостей на язык людей, которым 10–12 лет, — излагают все таким голливудски-примитивным стилем. Это невероятно популярно среди школьников. Там миллионы просмотров. В этом смысле, конечно, Навальный попал в формат. Но при этом важно, что риторика, связанная со вчерашним митингом, — требования ответственности, требования провести расследование, — она по сути не политическая, а моральная.
И те подростки, которых мы опрашиваем, тоже в первую очередь говорят о морали, о справедливости и честности. Один, например, привел такой типичный достаточно аргумент: я хочу, чтобы через 20 лет мне не было стыдно перед моими детьми за то, что я сделал сегодня. Вот этот концепт стыда часто звучит в интервью, которые мы обрабатываем. Они выступают за будущее достоинство и против того стыда, который они испытывают сейчас.