Семь детективов: что смотреть на выходных Якутский триллер, «Девушка в поезде», Аманда Нокс и сериалы
Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
По просьбе «Медузы» кинокритик Егор Москвитин составил на выходные список из семи детективов, которые стоит посмотреть. В него попали два новых фильма, актуальное документальное кино и четыре сериала.
Мой убийца
Режиссер Костас Марсан, с 3 ноября
Что это? Экранизация повести «Случай на озере Сайсары» якутского писателя Егора Неймохова. В основе книги — реальное преступление, произошедшее в 1970-х годах, но фильм переносит действие в наши дни — и открывает для широкого зрителя красивый и суровый мир республики Саха. В нем поселение золотодобытчиков похоже на бразильские фавелы и Дикий Запад, сразу за городом расстилаются бесконечные реки, поля и леса, а два языка — якутский и русский — смешиваются, умножая загадки. Главный герой — молодой следователь — замечает нестыковки в только что закрытом деле об убийстве девушки. В своем расследовании он проходит по всем кругам ада, описанным в американских фильмах-нуарах.
Почему это круто? Оказывается, в России есть место, где можно встретить все, за что мы ценим иностранное кино и телевидение. Мистические искажения времени и пространства Дэвида Линча. Холодная отрешенность последних фильмов Финчера. Жестокость к человеку и преклонение перед природой, свойственные новому корейскому кино. Нордическая суровость теледетективов Скандинавии, Шотландии и Северной Ирландии. И даже отчаянность бразильских полицейских драм. Все эти мотивы (а также менее доказуемые параллели с «Фарго» и творчеством Кормака Маккарти) с некоторых пор присутствуют и в якутском кинематографе. Эта аномалия развивается по собственным законам, а ее образцы порой выглядят немного кустарно. Зато якутские фильмы дарят зрителям (в основном, увы, местным) такую искренность и свежесть, каких в большом российском кино почти не бывает (исключение этого месяца — «Хороший мальчик»).
Девушка в поезде (The Girl on the Train)
Режиссер Тейт Тейлор, с 3 ноября
Что это? Очередная экранизация трепетной, но мрачной женской прозы — «Девушки в поезде» Полы Хокинс, в чем-то наследующей «Исчезнувшей». Главная героиня каждый день ездит из пригорода на работу, изучая из окна поезда жизнь других. Жизнь эта прекрасна своей недосказанностью: в одном доме живут страстные любовники, в другом — дружная семья. Но чем больше мы узнаем, как эти люди связаны между собой и какую роль в их судьбе уже сыграла — и еще сыграет — девушка в поезде, тем меньше фильм напоминает осеннюю мелодраму, и все больше — кровавый триллер.
Почему это круто? Потому что в преступлении, которое здесь неизбежно произойдет, можно заподозрить сразу шестерых героев — и по отдельности, и в любых комбинациях. Потому что вплоть до развязки (довольно банальной) почти ничего не сходится, и раскусить сюжет очень непросто. Потому что сценарий сохраняет идеальное равновесие между всеми заявленными жанрами — пригородным детективом, эротическим триллером и слезливой мелодрамой. А Эмили Блант умудряется объединить трагическую роль с комической игрой — но без спойлеров это не опишешь.
Аманда Нокс (Amanda Knox)
Документальный фильм, Netflix, с 10 сентября
Что это? Полуторачасовой документальный фильм от Netflix, заново пересказывающий историю одного страшного преступления — и обвиняемой в нем девушки, которую медиа и государство саму превратили в жертву. В 2007 году в итальянском городе Перуджа была найдена мертвой британская студентка. В убийстве обвинили ее соседку-американку Аманду Нокс, ее итальянского бойфренда и иммигранта из Африки. Следствие выдвинуло версию, на многие годы ставшую любимой темой СМИ: наркотики, алкоголь, оргия, изнасилование, кровавая расправа. Дальше только круче: бегство на поезде одного из подозреваемых, охота на него через Facebook, годы тюремного заключения и апелляций. В конце концов Аманду Нокс все-таки отпустили за недостаточностью улик. Вернувшись в Америку, она рассказала свою историю документалистам — а те оказались до того цепкими, что затащили в фильм и итальянского прокурора, и адвоката, и еще много кого.
Почему это круто? Netflix старается не отставать от конкурентов с канала FX, выпустивших «Американскую историю преступлений» — сериал, основанный на реальных событиях. А заодно напоминает HBО, что не тот один умеет делать сильные документальные драмы. Получается замечательно: не оторваться.
Пропавший без вести (The Missing)
Сериал, 2 сезон, канал BBC One, с 12 октября
Что это? Продолжение одного из самых недооцененных сериалов осени 2014-го — пронзительной саги об отце, который ищет похищенного ребенка. Расследование растягивается почти на десятилетие, семья распадается, герой едва не теряет рассудок, а полиция — что французская, что английская — лишь разводит руками. Объединяя в себе все лучшие черты американского «Настоящего детектива», а также европейских и скандинавских сериалов, «Пропавший без вести» позволял зрителю пережить кое-что исключительное — драму прерванной жизни. Второй сезон связан с первым лишь одним из героев — стареющим сыщиком Жюльеном Баптистом (Чеки Карио). Но расследование в нем уже новое — об исчезновении двух девушек, одна из которых вернулась домой спустя 11 лет и окончательно запутала дело.
Почему это круто? К фантастическому Чеки Карио присоединились сильные актеры Дэвид Морисси («Ходячие мертвецы» и второй «Основной инстинкт») и Кили Хоус (голос Лары Крофт в некоторых из видеоигр Tomb Raider). Второй сезон вполне автономен от первого, но если смотреть его как продолжение, то драматизм происходящего резко возрастает. Ведь усталый сыщик окончательно превращается в обреченного охотника за привидениями. Гнетущая атмосфера сериала осталась на месте — это история о горе, которое может случиться с каждым, и о борьбе, на которую способны единицы.
Берлинская резидентура (Berlin Station)
Сериал, канал EPIX, с 16 октября
Что это? Стилистически безупречный шпионский триллер. Аналитик ЦРУ переквалифицируется в полевого агента и отправится в Берлин искать стукача. На пути к правде героя ждет множество препятствий.
Почему это круто? Мы убеждены, что каждый гном из «Хоббита» имеет право на собственный суперсериал. У Эйдена Тернера уже есть «Полдарк», у Джеймса Несбитта — «Пропавший без вести», теперь вот пришел черед Ричарда Армитеджа — Торина Дубощита, ставшего агентом ЦРУ. Компанию ему составляют актеры, образующие лучший ансамбль в жанре со времен фильма «Шпион, выйди вон» и сериала «Игра разведок», — Ричард Дженкинс, Рис Иванс и Ричард Диллэйн (брат Стивена Диллэйна, больше известного как Станнис Баратеон). «Берлинская резидентура» здорово напоминает «Идентификацию Борна», где драки, погони и стрельба почти не отвлекали от грандиозной битвы гроссмейстерских умов.
Доктор Шанс (Chance)
Сериал, канал Hulu, с 19 октября
Что это? Нуар про судебного психоневролога, в собственной жизни которого все больше нервотрепки: развод, угроза банкротства, проблемы с дочерью, все как у всех. Очередная пациентка (Гретхен Мол) затягивает героя в хичкоковскую историю. Во-первых, девушка не в себе. Во-вторых, ее вот-вот убьет муж-полицейский. В-третьих, доктору сложно смотреть на эту миловидную блондинку, как на обычного пациента.
Почему это круто? Хью Лори в роли доктора — не то зрелище, которое стоит пропускать (впрочем, как и Лори в роли международного оружейного барона). Однако первые эпизоды «Шанса» кажутся немного сырыми — сериалу не хватает какого-то акцента, который бы сделал его особенным. Но из заданных обстоятельств — девушки в беде, мужчины в кризисе, коррумпированной полиции, постоянной угрозы насилия и возможности психических расстройств у героев (и, как следствие, ненадежности рассказчика) — мировой кинематограф не раз умудрялся сделать потрясающие сюжеты.
Детективное агентство Дирка Джентли (Dirk Gentlyʼs Holistic Detective Agency)
Сериал, канал BBC America, с 22 октября
Что это? Если предыдущие шесть рекомендаций показались вам мрачными, то давайте разойдемся на британской комедии. Пока что сериал не представлен в России официально (в декабре эту проблему решит Netflix), но из любительских переводов его названия уже исчезло слово «холизм». А в нем — вся соль истории: главный герой противопоставляет холизм (принцип, что целое больше суммы своих частей) дедукции Шерлока Холмса, отчего расследования у него получаются нелогичными, абсурдными и очень смешными.
Почему это круто? «Детективное агентство Дирка Джентли» — экранизация произведений Дугласа Адамса, а в главных ролях в ней — Сэмюэль Барнетт и Элайджа Вуд. Эти три имени могут продать что угодно. Адамс — автор остроумнейшего «Автостопом по галактике». Барнетт — гений эпизодов в каждом втором британском фильме и сериале последних лет (например, «Страшных сказках» и «Леди в фургоне»). Ну а Вуд — не только хоббит, но еще и мастер комично себя жалеть — в «Уилфреде», «Открытых окнах» да и вообще везде. Идеальное трио для ироничного британского детектива.