Image
истории

«Креатив может привести к так называемому коровяку» Цитаты великих людей: министр культуры Пермского края Игорь Гладнев

Источник: Meduza
Фото: Фото: Максим Кимерлинг / Коммерсантъ.

Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.

Министр культуры Пермского края Игорь Гладнев 15 июля уволил художественного руководителя пермского Театра-Театра Бориса Мильграма. Увольнение режиссера, лауреата «Золотой маски», спровоцировало скандал в театральном сообществе, за Мильграма вступились актеры театра, многие критики и режиссеры. На фоне этого 20 июля от должности временно отстранили и самого Гладнева, планомерно избавляющегося от наследия «культурной революции» в Перми, главным идеологом которой был директор музея современного искусства PERMM Марат Гельман. Игорь Гладнев помимо прочего известен своими яркими высказываниями о традициях, патриотизме, фестивале по метанию коровьих лепешек и многом другом; «Медуза» выбрала самые интересные цитаты пермского министра культуры. 

Игорь Гладнев — профессиональный актер. В 1984 году он был принят в труппу Пермского академического театра драмы — того самого, откуда впоследствии и уволил Бориса Мильграма. Актерскую карьеру чиновника трудно назвать успешной: десяток спектаклей в театре, роль в фильме 1991 года «Взбунтуйте город, граф!» Политикой Гладнев занялся в 2006 году — путь от депутата пермской городской думы до министра культуры региона он прошел за семь лет. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

На посту министра культуры Пермского края Гладнев с 2013 года сделал многое: уволен Марат Гельман, возглавлявший музей современного искусства PERMM; отменен гражданский форум «Пилорама»; музей политических репрессий «Пермь-36» переведен в государственное ведение — сейчас он превращается в музей работников ГУЛАГа; закрыты фестивали «Белые ночи» в Перми, фестиваль театра и кино о современности «Текстура», фестиваль детского театра «Большая перемена», поэтический фестиваль «СловоNova»; из города исчезли некоторые объекты паблика-арта, в том числе «красные человечки», ставшие символом Перми.

Игорь Гладнев о культуре

Культура сегодня — это базисное понятие для того, чтобы понять, что мы есть, чем мы наполнены. В этом смысле вопросы патриотического воспитания для нас приоритетны. Мне кажется, культура сегодня должна твердо встать на позицию понимания того, что мы все вместе должны проявить все лучшее в человеке, истории и нашем наследии.

О служении культуре

Это тоже очень важный аспект, который имеет отношение к понятию культурной традиции именно России, именно Пермского края. Служить и верить, верить и служить. Неслучайно то, что сама по себе миссия территории, природный потенциал как будто подсказывают, что Пермь — это соль земли. Это действительно соль, соль земли, потому что на 70% весь солеваренный потенциал был сосредоточен здесь, соль шла в Россию и Европу, и источник вот этой энергии — источник самой земли, мне кажется, передается своеобразным образом и имеет значение для развития культуры.

О патриотизме

Да, патриотизм — интимное чувство. При этом мы должны понимать, что родина, родня, родник — однокоренные слова. И в них необходимо, как вы правильно говорите, каждому что-то разгадать. Пусть каждый ответит самому себе, за что он любит родник, родню, родину. Вот это и есть интимный процесс.

О высказывании министра культуры РФ Владимира Мединского про «рашку-говняшку» 

Мединский в 2014 году, что государство не будет давать деньги тем, кто снимает кино по принципу «рашка-говняшка». 

Слова Владимира Ростиславовича вызваны глубокой болью, сочувствием и сопереживанием тому, что происходит сегодня. И он, как руководитель большого уровня, как человек, который формирует государственные ориентиры, благодаря которым мы понимаем, в каком направлении нам нужно развиваться, высказал эту боль. А вульгарное понимание: мы никого не будем поддерживать, кто говорит плохо про нашу родину. Да разве так? Мы же понимаем, что есть люди, которые с помощью спекуляций могут преуспеть, чтобы заработать. Министр как раз говорил об этом: мы не позволим спекулировать, передергивать и извращать. Если вы хотите этим заниматься, то только за свой счет.

О поэте Орлуше 

В 2015 пермский Минкульт финансово поддержал проведение фестиваля «Веселый коровяк» — соревнований по метанию коровьих лепешек, которые проходили в регионе в седьмой раз. По этому поводу высказался поэт Орлуша: «Кто-то горе-тоску заливает вином, // Кто-то пьет от болезней микстуры, // Мы в Перми обожаем кидаться говном, // По приказу министра культуры» (целиком тут). Гладнев ответил Орлуше:  

Задумала свинья поэтом стать. // И стала вдохновения искать. // Ни пота пролила, ни слез. // Нашла под стать себе — навоз. 

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

О фестивале «Коровяк»

Фантазия и желание прославиться действительно не имеют границ. Креатив, как известно, может завести куда угодно, в том числе и привести к так называемому коровяку. Если у людей есть желание избавиться от коровяка, то я с этим согласен. И бросать его нужно куда подальше. Но если у людей есть желание с ним связываться, и тем более связывать свою судьбу, то я не думаю, что это самый лучший вариант для творческой самореализации.

Об известности Теодора Курензтиса и Пермского театра оперы и балета за границей

Известность сама по себе не является высшей точкой целесообразности. Тем более в культуре. Государственная политика в сфере культуры работает в интересах общества. На сегодняшний день она сформулирована президентом России Владимиром Владимировичем Путиным — есть концепция, стратегия культурной политики. Есть стратегия развития классической музыки, подписанная Дмитрием Анатольевичем Медведевым. В рамках реализации этой миссии ключевыми являются вопросы культурной идентичности, национальной безопасности, воспитания и образования.

О «культурной революции» в Перми

За период «культурной революции» не было создано выдающихся выставок, не появилось новых уникальных исполнителей. Не было сделано ничего глубокого, яркого и духовного. Это было умышленно. Создавать новую картину мира и при этом всех, кто не соответствует этой картине, исключать — это ошибочно и вредно. <…> Если бы «культурная революция» продолжалась, то был бы нанесен непоправимый вред, который бы выражался в принципе сорняка. Под сорняком ничего не растет.

О музее политических репрессий «Пермь-36»

Мы живем в великой стране, и в ее истории было всякое, поэтому мы не должны скрывать правду. Если в той же «Перми-36» отбывали наказание предатели Родины и бандиты, которые убивали советских солдат, офицеров, членов их семей и даже детей, то об этом надо говорить, а не делать вид, что бандеровцы 1940-х годов прошлого века — благородные борцы за свободу и независимость. С такими трусливыми формулировками мы и всех нынешних террористов будем вынуждены оправдать…