Image
истории

«Если ты чего-то стоишь, можно вылезти из любой дыры» Певец Иван Дорн — о «Евровидении», хип-хопе и новых альбомах

Источник: Meduza
Фото: Фото: Юрий Тресков.

Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.

В Москве 4-5 июня в пятый раз пройдет фестиваль Bosco Fresh Fest, хедлайнером которого станет украинский певец Иван Дорн. По просьбе «Медузы» музыкант и журналист Алексей Пономарев поговорил с Иваном Дорном о его предстоящем выступлении на фестивале, победе Украины на «Евровидении», сотрудничестве с российскими хип-хоп артистами и записи сразу двух новых альбомов.

— Давай начнем с новостей. [Украинская певица] Джамала, твоя подруга, выиграла «Евровидение» только что.

— Ну не скажу, что прямо подруга, но из всех артистов украинских мы с ней достаточно хорошо общаемся, да.

— У тебя какие-нибудь эмоции вызвала эта победа? Все-таки «Евровидение» — не очень музыкальная история.

— Вызвала, да. Но из-за того, что Джамала очень долго к этому шла и очень сильно этого хотела. Поэтому я скорее радовался не тому, что «Евровидение» пройдет в Украине, а тому, что Джамала победила, достигла того, чего желала. Особенно, зная то, как ей много палок в колеса вставляли и как много было сложностей.

— В последний раз я видел вас вживую на «Пикнике Афиши» в Москве. Тогда в программе были сюрпризы, на сцену вместе с тобой выходили разные рэперы. Теперь вот вы едете на Bosco Fresh Fest, что-то планируется особенное?

— Да, у нас будет неожиданная программа.

— Вообще новая?

— Не новая, но переделанная. И будет один новый трек на английском.

— Вы целую пластинку на английском языке делаете?

— Да. Но сейчас только одну песню покажем. Потому что она больше всего к фестивалю подходит, точнее к формату нашего выступления там. Будет все такое прикольное, близко к диксилэнду.

— Расскажи поподробнее про новый альбом. Когда? Что?

— Это будет хип-хоп альбом, но на русском языке. А на английском все так же — эклектика.

— То есть сразу два новых альбома. Будете параллельно выпускать их? Или разнесете по времени?

— Ну, постараемся сделать и то, и другое. Свалим подальше отсюда, в какую-нибудь Америку, и будем там записываться. Я не хочу уезжать с готовым материалом, я хочу, чтобы материал готовился уже там. Я даже попросил, чтобы у нас лимит по концертам был. Не больше трех-четырех концертов в месяц, чтобы осталось время поработать над альбомом, потому что иначе получится лажа.

Хотелось бы, конечно, сначала английский. Хочется помериться с заграничными… И пока мне 27, лучше это делать.

Image
Фото: Екатерина Унжакова

— Хочешь выйти на какую-то новую аудиторию?

— Да. У меня такой спортивный интерес. Мне кажется, новое поколение музыкантов, которое выросло в постсоветском пространстве, уже достаточно прогрессивно. И может посоревноваться.

— А ты бы хотел влезть во что-то вроде «Евровидения»?

— О, нет, ты что! Упаси господь. Нет, конечно.

— Какие тогда варианты продвижения? Видео крутое, например, делать?

— Нет. Песни писать. Я хочу по-трушному. Если ты, действительно, чего-то стоишь, то можно вылезти из любой дыры. Мы не будем делать ставки на что-то особое в себе, кроме песен, кроме музыки. Если она есть, значит, это приведет к чему-то. Если нет — не приведет. Вот и все.

— На Bosco вместе с вами будет выступать Скриптонит. Когда я с ним разговаривал, он тебя называл чуть ли не единственным русскоязычным исполнителем, который ему нравится.

— Мы даже пытались с ним что-то сделать вместе, но пока это ни к чему не привело, к сожалению. Не сошлись. Точнее, ни на чем конкретном не сошлись. Пытались, но не получилось почему-то. Но я думаю, что мы еще вернемся к этому. Просто каждый из нас —очень серьезная музыкальная единица, и на компромиссы идти сложно. Но я думаю, что-нибудь получится.

— А Оксимирона знаешь? У него есть строчка про тебя.

— Да, конечно. «Блюю под Ивана Дорна»? Но мне кажется, что это к тому, что я просто…

— Популярен.

— Популярен, да.

— Вчера я посмотрел фильм «Невоспитанные» (документальный фильм о записи второго альбома Ивана Дорна Randorn — прим. «Медузы»), очень крутой. Каким образом вы добились такой естественности происходящего? Вообще довольно стремно, когда в студии во время записи сидят люди с камерами. Например, когда The Beatles снимали фильм, записывая альбом «Let It Be», это закончилось плачевно.

— А ты знаешь, у нас был только один человек с камерой. Он даже свет почти не выставлял. Это наш друг, поэтому нам было легко его не замечать. И он весь месяц находился во время записи альбома с нами. Там мы придумывали все треки. Сейчас, конечно, особую ценность имеют зародыши треков в кадре.

— «Мишка виновен» и все остальное…

— Да. Очень прикольно. Причем «Мишка», который родился, как показано в фильме «Невоспитанные», был доделан сильно позже. Только через полтора года после съемок фильма появилась эта вставка в конце, когда «тугугдудудудум» с арпеджиатором. Типа «Мишка, ты застал жену с другим».

— Перекличка между добром и злом.

— Да, она появилась только через полтора года. То есть представляешь, сколько мы медлили? И вообще мне «Мишка» изначально не нравился, в фильме это тоже есть.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

— Как возникла идея переиграть «Целовать другого» в конце альбома — совсем иначе, чем на сингле, и с другими акцентами в тексте?

— Да ты знаешь, это было абсолютно случайно. Я просто хотел придать этому треку что-то новое. Если уж запихивать его в альбом, то под каким-то другим соусом, чтобы он звучал. Когда мы сели, хотели одно получить, а в итоге вышло другое. Сначала это был просто ржач. Я сел и говорю: «Давайте сделаем что-нибудь в стиле Джеймса Блейка, что-нибудь такое непонятное, странное». Мы начали делать, и пацаны дико ржали. Мы угорали и специально подбрасывали какие-то инструменты и звучки, которые, казалось бы, совсем не оттуда. А потом мне стало нравиться то, что они подкидывали, и вышла такая странная версия.

— И в итоге-то поинтересней звучит, чем сингл.

— Да. Честно говоря, мне тоже нравится на альбоме намного больше.

— Когда я переслушивал подряд первый и второй альбомы, то поймал себя на ощущении, что первый все-таки довольно прямолинейный, сплошная любовь-морковь.

— Причем на тот момент — когда альбом вышел — он таким не выглядел, скажи? Оказалось, что он такой все-таки сезонный.

— Вы сознательно решили ко второму альбому сменить повестку? Помню, ты говорил в интервью, что мы теперь специально не поем про любовь. Хотя остались же «Целовать другого» и другие похожие штуки.

— Так мы же поэтому и поменяли концепт в «Целовать другого». Во! Точно! Ты меня сам привел к ответу, я вспомнил, что мы поменяли-то. Потому что не про любовь должна была быть песня — и именно поэтому поменяли акценты. На этом альбоме разве что «Гребля» ставит весь мой концепт под сомнение. Но там скорее не про любовь, а про нелюбовь (смеется).

Просто [перед вторым альбомом] я поставил перед собой задачу. Во-первых, музыкально это должно быть сложнее. Во-вторых, текстово. Все-таки взвесив свои тексты в первом альбоме, я понял, что их вес — ну, даже не килограмм.

Тут был медиа-файл! Чтобы посмотреть его, идите по этой ссылке.

— Кстати, иногда тексты у тебя очень точные и крутые — «Мишка виновен» или песня про звезду и продюсера, но порой все возвращается к более стандартным поп-текстам, поп-рифмам — например, в песне про инопланетные глаза. Ты переживал как-то из-за этой неоднородности?

— Я переживал по поводу единства текста, я хотел, чтобы первый куплет и второй были связаны. Чтобы вообще текстовая оболочка всей песни была выдержана. Чтобы целостность какая-то была. Мне очень сложно писать абстрактные тексты, как это делает там SunSay, Ассаи, Земфира. Я не могу так, но очень хочу, кстати.

— Расскажи тогда про хип-хоп альбом. Чем вы вдохновляетесь? Кендрик?

— О, да, Кендрик Ламар, Tribe Called Quest, Q Tip, Childish Gambinо, Busta Rhymes, первый альбом Снуп Дога, Mos Def. Фаррел. Много всего. Больше, видишь, меня все-таки тянет в классический хип-хоп. Современная структура хип-хопа, на которой сейчас сидит вся Америка, мне менее интересна. Мне кажется, что там меньше музыки, больше флоу. Я же за музыку в хип-хопе, за ритмику. Мне кажется, что даже моя читка должна быть чем-то между читкой и пением.

— А тематика песен при этом классическая хип-хоповая? Просто стилистически это не очень похоже на тебя — тачки, телки, травка.

— Да, придется серьезно заморачиваться, чтобы избежать этих тем «тачки-телки» реально. Деньги, улица, типа «я там кто-то, а вы никто». Я думаю, что все будет не про это, в плане текста все будет намного экзотичнее. Вот, допустим, сейчас мы сочинили новый трек. Он про людей, которые пригласили Лимонадного Джо (один из музыкантов группы «Иван Дорн» — прим. «Медузы») к себе на корпоративчик, а он играл ту музыку, которая им не понравилась. А все потому, что Лимонадный зациклен на хип-хопе, фанке, а эти люди просто не знают, как хлопать в слабую долю.

— Забавно! Смотрел недавно очень смешное выступление «Ленинграда» на «Новой волне». Например, они поют «Москва, по ком звонят твои колокола», а в это время режиссер показывает лицо Газманова, сидящего в зале. Такой многоуровневый троллинг…

(Смеется!)

— Сразу вспомнил, как ты выходил с украинским тризубом на груди перед этой весьма гламурной публикой. Что ты чувствовал в этот момент?

— На самом деле я всегда волнуюсь на выступлениях на «Новой волне», потому что для меня это не совсем комфортная площадка именно из-за публики. Я не думал о том, как я выгляжу и какая на мне символика. Скорее о том, как я выступлю и насколько это всех зацепит. Когда я выступаю для публики «Новой волны» — для меня это соревнование. Вопрос — завоюю или нет? Ну, вроде, получилось.

— Какая вообще сейчас ситуация с гастролями по России?

— Да все так же, на самом деле. Классно везде принимают. Вообще как будто никакой проблемы, никакой грязи между нами не существует, и публика это лишний раз в России доказывает. Но кому-то выгодно, чтобы об этом никто не знал. И из-за этого куча проблем.

Алексей Пономарев

Москва