«Там все — фейк» Документалист Виталий Манский рассказал о работе в КНДР: The New Times
Мы говорим как есть не только про политику. Скачайте приложение.
Российский документалист Виталий Манский снял фильм о КНДР — проект подавался как первый совместный российско-северокорейский документальный фильм. Картина называется «В лучах солнца». Снимать его пришлось по заранее написанному сценарию, как рассказал Манский — полностью фальшивому. О том, как съемочная группа пыталась включить в картину что-то настоящее, и о том, что он узнал о Северной Корее за 45 дней работы в Пхеньяне, Виталий Манский рассказал в интервью главному редактору The New Times Евгении Альбац.
Работа над фильмом «В лучах солнца» началась в феврале 2015 года. Согласно изначальной договоренности, команда Виталия Манского должна была снимать в Пхеньяне 75 дней в ходе трех командировок, однако успела отработать только 45 дней: в третий раз съемочную группу в страну уже не пустили.
Сценарий был написан еще в 2013 году — фильм должен был рассказывать о девочке, которую принимают в северокорейскую пионерскую организацию, после чего она принимает участие в создании живой картины о счастливой жизни. Роли девочки и ее родителей были прописаны в сценарии до того, как режиссер смог выбрать героиню.
Манский рассказывает, что остановил свой выбор на восьмилетней Зин Ми, потому что ее папа работал журналистом, а мама — в заводской столовой.
«Когда мы приехали снимать, папа чудесным образом превратился в инженера на образцово-показательной швейной фабрике, мама — в сотрудницу образцово-показательной фабрики по изготовлению соевого молока», — рассказал режиссер. По его словам, на время съемок из однокомнатной квартиры семью переселили в шикарный дом в центре Пхеньяна — причем по дому было видно, что в нем никто никогда не жил.
По наблюдениям Виталия Манского, фальшивой оказалась и вся жизнь в Пхеньяне — к примеру, магазины играют роль выставочных залов, где ничего нельзя купить, в городе стоят дома без дверей, в которых по вечерам зажигается свет. «Там все — фейк», — вспоминает режиссер. При этом, по его словам, непонятно, для чего это делается: ведь иностранцы в КНДР если и попадают, то находятся под постоянным сопровождением.
В частности, Манский рассказывает о съемках в пхеньянском метро: иностранец может проехать в нем всего две остановки специального маршрута — на определенной станции войти и на определенной станции выйти.
«Мы не успели закончить съемку и просим дать нам проехать еще несколько станций. В ответ предлагают поехать обратно и доснять там. Я объясняю: на обратном пути в вагонах будут уже другие люди. Сопровождающие отвечают: это не проблема. И командуют людям в вагоне: „Встали и перешли станцию“. И весь вагон встает, переходит и садится в вагон, который едет в противоположном направлении. Молча, без дискуссии».
В ходе работы в Пхеньяне съемочная группа несколько раз пыталась вырваться из-под опеки сопровождающих и тайком отснять что-то, чего не было в одобренном сценарии. Часть материала, по словам Виталия Манского, была снята «из-за занавески в гостинице». Отснятый материал нужно было каждый день сдавать проверяющим, и оператору приходилось тайком копировать записи на карту памяти, которую удалось вывезти из Северной Кореи.
В ноябре 2015 года фильм «В лучах солнца» получил приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале «Темные ночи» в Таллине. Министерство культуры РФ, изначально поддерживавшее проект, попросило убрать себя из титров после протеста представителей КНДР.
«Когда мы снимали сцену приема детей в пионеры, сопровождающие нам показали на детей — лет семи-восьми, в военной форме, и говорят: „Их родители погибли на войне, это дети войны“. Какая война? Последняя война, в которой участвовала Северная Корея, была шестьдесят лет назад! Но они совершенно уверены: где-то идет война».