Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
1.
Что случилось?
2.
Но зачем комиксам отдельная инструкция, это же просто книжки с картинками?
3.
Да комиксы читают только дети!
4.
Ну хорошо. Можно ли читать комиксы, если не любишь супергероев?
5.
А если я все-таки люблю супергероев?
6.
Как понять, какие именно комиксы читать?
7.
А с этим термином что не так?
8.
К слову о переводе. Стоит читать только переводные комиксы или оригинальные русские тоже есть?
9.
Я хочу разобраться в теоретической части: как устроены комиксы и как их читать. Можете что-нибудь посоветовать?
10.
Вы ведь не просто так мне обо всем этом рассказываете?
Что случилось?
Комиксы в России набирают популярность: появились десятки издательств, которые печатают как переводные, так и оригинальные комиксы на русском, все активно смотрят фильмы и сериалы про супергероев, вокруг комиксов устраиваются фестивали и выставки. В общем, вам всегда хотелось в них разобраться — и сейчас лучший момент.
Но зачем комиксам отдельная инструкция, это же просто книжки с картинками?
Нет, комиксы — не «просто книжки с картинками»: несмотря на то что они нередко издаются в виде книг (а могут и в виде журналов, брошюр и вообще чего угодно), это все-таки не жанр литературы. Это отдельная форма искусства со своими законами и традициями. Да, в комиксах есть текст, но он существует в неразрывном синтезе с рисунком, поэтому подходить к ним нужно иначе, чем к литературе. Например, не пытайтесь читать текст отдельно, как литературный (вы же не будете разделять музыку, звук и изображение в фильме?), помните, что он работает именно с картинкой.
Да комиксы читают только дети!
На самом деле нет — комиксы бывают для всех возрастов, и нередко в них поднимаются проблемы, которые детям могут быть не близки или пока непонятны (религия, война, безответная любовь, природа искусства и так далее). В 1992 году комикс «Маус» Арта Шпигельмана, посвященный Второй мировой войне и ужасам холокоста, получил Пулитцеровскую премию — с тех пор ни у кого нет сомнений, что комиксы могут быть о чем угодно и для кого угодно. Более того, в России детских комиксов издается не так много, так что истории для детей найти труднее.
Ну хорошо. Можно ли читать комиксы, если не любишь супергероев?
Конечно, можно. Комиксы — это просто форма, в которой можно рассказывать любые истории, далеко не только про супергероев. Есть разные жанры: комиксы бывают и детективами, и ужасами, и комедиями, и биографиями реальных людей, чем угодно. Тут как с любым искусством — у вас же нет сомнений, что книги бывают самые разные или что фильмы тоже бывают не только про супергероев. В комиксах есть даже школы разных стран: американская, японская (то есть манга) и франко-бельгийская. Манга, например, чаще всего черно-белая, нередко выходит антологиями, в которых появляются главы разных комиксов, как серии сериалов, а еще над одним комиксом обычно всю дорогу работает один автор или одна команда — американцы, наоборот, любят их менять. Французы и бельгийцы называют комиксы bande dessinée, их нередко издают большими альбомами — такие комиксы обычно отличаются реалистичным и детализированным рисунком (но не всегда). В целом главное, что нужно знать: в США, Японии и Франции с Бельгией есть три отдельные и почти не пересекающиеся индустрии, со своими рынками, авторами и звездами.
А если я все-таки люблю супергероев?
Тогда вам повезло: в России комиксов про супергероев издают очень много и уже выпустили более-менее всю важную классику (от «Лечебницы „Аркхем“» Гранта Моррисона до «Росомахи» Криса Клэрмонта и Фрэнка Миллера) и многие значимые современные серии (от «Зеленой Стрелы» Джеффа Лемира до «Хоукая» Мэтта Фрэкшна). С ними то же самое, что и с остальными комиксами: они очень разные, смешные, серьезные, плохие, хорошие — какие угодно. Если не знаете, с какого бока подступиться, проще всего начать с классики: например, комикса «Бэтмен: Год первый» 1980-х годов про то, как Брюс Уэйн встал на путь борьбы с преступностью.
Как понять, какие именно комиксы читать?
Начните с жанров, которые ближе вам в других видах искусства. Любите боевики и приключения? Вам подойдет «Усаги Ёдзимбо» или даже супергеройские комиксы. Может быть, предпочитаете нон-фикшн? Почитайте смешную (но все равно основательную) «Всемирную историю» Ларри Гоника или комикс «Шэньчжэнь» канадского мультипликатора Ги Делиля о том, как он жил в КНР и руководил там студией анимации. Или вам вообще нравятся биографии? Есть комиксы про жизнь Карла Маркса и Фриды Кало. Когда поймете, что вам нравится, начните обращать внимание на авторов и издательства — как русские, так и зарубежные. И главное: будьте осторожнее с термином «графическая новелла».
А с этим термином что не так?
Вы могли встретить в медиа (а иногда даже на обложках книг) слова «графический роман» и «графическая новелла» — лучше забудьте их сразу. На самом деле они ничего не значат, их придумали, чтобы не пугать людей словом «комикс». Вообще это перевод английского graphic novel, и по-английски с этим термином все проще: обычно им обозначают комиксы, которые выходят в виде одной книги, а не отдельных журналов. Бояться слова «комикс» правда не стоит: оно отлично объединяет в себе все разнообразие жанров и форматов, которые в себя этот вид искусства включает. Тот же Арт Шпигельман не любит термин «графический роман» и настаивает, что он рисует именно комиксы.
К слову о переводе. Стоит читать только переводные комиксы или оригинальные русские тоже есть?
Конечно, есть! В России за последние несколько лет сложилась полноценная комиксовая культура: открылись магазины, проводятся фестивали, издательства, которые начинали с переводов, теперь печатают и молодых русских авторов. У нас даже печатают достаточно популярные оригинальные супергеройские комиксы, которые можно купить в киосках по всей стране: запустившееся в 2012 году издательство BUBBLE работает почти как Marvel и издает сразу несколько параллельных серий, действие которых происходит в объединенной вселенной. Но BUBBLE все не ограничивается, другие издательства тоже печатают русские комиксы. Есть, скажем, комикс «Продукты 24», что-то вроде «Трансформеров» в реалиях российских спальных районов, или детективный комикс «Шув» про конец 90-х, или сборник независимых авторских комиксов «Параллельные комиксы».
Я хочу разобраться в теоретической части: как устроены комиксы и как их читать. Можете что-нибудь посоветовать?
Да, на русском издали комикс специально для вас (не поверите, это исследование комиксов в виде комикса). Называется «Понимание комикса», автор — Скотт Макклауд. Это самая популярная книга на заданную тему. Макклауд разбирает, как комиксы работают: как сообщают информацию, как строят повествование, как устроен их визуальный язык. В оригинале книга была выпущена в 1993 году, но с тех пор совершенно не устарела; хотите понять, как именно читать комиксы — начните с этой книги.
Вы ведь не просто так мне обо всем этом рассказываете?
Да, эти карточки мы написали вместе с магазином комиксов «Чук и Гик» ― он открылся семь лет назад и одним из первых начал продавать комиксы в России. Сейчас у «Чука и Гика» есть два магазина в Москве, а также интернет-магазин. Продаются там не только комиксы, но и, например, артбуки и энциклопедии, фигурки и игрушки, сувениры и так далее. А еще у «Чука и Гика» есть родственное издательство Jellyfish Jam, в котором они выпускают переводные комиксы и комиксы российских авторов. Например, там вышла «Танкистка» Джейми Хьюлетта, средневековое фэнтези про мышей «Мышиная гвардия», «Фронтир» Кирилла Кутузова, Алексея Волкова и Евгения Францева и «Диптих» Алексея Трошина — комикс про Первую мировую. Читателям «Медузы» «Чук и Гик» дарят скидку 10% на покупки в интернет-магазине, просто введите при оформлении заказа промокод MEDUZAGEEK. Скидка действует до 30 января 2018 года.