Мы рассказываем честно не только про войну. Скачайте приложение.
1.
Что такое секта?
2.
Но ведь такие движения бывают дикими и преступными!
3.
Почему о новых религиозных движениях часто говорят плохо?
4.
Новые религиозные движения разрешены законом?
5.
Как отличить опасную религиозную группу от безопасной?
6.
Я слышал о финансовых сектах. Это что?
Что такое секта?
Это главный вопрос. Словом «секта» в России называют едва ли не любое религиозное движение, исповедующее что-либо кроме так называемых «традиционных религий» — православия и некоторых направлений ислама, иудаизма и буддизма. Другие направления этих же религий могут называть «сектами» (например, христиан-баптистов или буддистов, не связанных с традиционными общинами Бурятии и Калмыкии). Фактически сейчас многие ученые-религиоведы считают слово «секта» оскорбительным термином. Иногда его используют, но в специфическом контексте и в значении, отличном от общепринятого — например, говоря о группах, которых называли сектами в XIX веке. А небольшие и недавно появившиеся религиозные группы ученые называют «Новые религиозные движения» (New religious movement).
Коротко: «секта» — оскорбительное слово, которым представители крупных религиозных течений, СМИ и некомпетентные люди называют все маленькие и непривычные течения. Твердого определения нет. В религиоведении почти не используется.
Но ведь такие движения бывают дикими и преступными!
Да, такое бывает, хотя и нечасто. Среди новых религиозных движений встречались откровенные бандиты и мошенники. Например, члены японского движения «Аум Синрике» устраивали теракты, а, скажем, лидера «Ашрама Шамбалы» Константина Руднева посадили в тюрьму за изнасилование. Недавно арестованного лидера «секты бога Кузи» Андрея Попова обвинили в мошенничестве. Некоторые НРД в России запрещены как экстремистские. Но, как правило, новые религиозные движения не опаснее, чем традиционные или чем любая организация. Везде может встретиться недобросовестный человек, манипулирующий своим положением ради наживы, самоутверждения или воплощения больных фантазий. Во всяком случае нет никаких доказательств того, что сторонники НРД владеют какими-то особыми методами манипулирования сознанием вроде «зомбирования», о которых любят рассказывать с телевизионных экранов.
Коротко: большинство НРД опасности не представляют. Всегда стоит думать своей головой и не поддаваться на манипуляции, от кого бы они ни исходили.
Почему о новых религиозных движениях часто говорят плохо?
Причин пять. Во-первых, наше общество довольно секулярно настроено — слишком активные проявления религиозности многих пугает. Во-вторых, свою роль играет ксенофобия — участники НРД непривычно молятся, непривычно одеваются, навязчиво миссионерствуют и многих это напрягает. В-третьих, против новых религиозных движений сильно настроены крупные религиозные группы. Существует целое движение борцов с сектами. В России большинство из них связаны с Русской православной церковью, хотя бывают и независимые фигуры. В мире такое движение тоже есть, оно называется антикультистским (потому что в английском языке слово cult имеет примерно те же коннотации, что русское «секта», в отличие, кстати, от вполне невинного русского «культа»), но западные борцы с НРД часто настроены скорее атеистически. В-четвертых, в России существует мощная традиция государственного преследования НРД. Молокан и духоборов преследовали еще в царской России, в советские времена отправляли в лагеря баптистов и Свидетелей Иеговы. В наши дни власти тоже часто настроены против «сект» — особенно против «Свидетелей Иеговы» и российских вайшнавов («кришнаитов»), хотя обе эти группы не более опасны, чем любая другая религия. Их книги вносят в списки экстремистской литературы, а сами общины пытаются запретить. Наконец, в-пятых, деятельность отдельных экстремистских и мошеннических НРД скомпрометировала в обществе их все, и теперь любую малоизвестную группу подозревают в чем-то плохом.
Коротко: НРД — новые и непривычные россиянам группы, традиции которых не всегда хорошо вписываются в сложившийся контекст. Это накладывается на всеобщее недоверие и раздутые массовой культурой страхи.
Новые религиозные движения разрешены законом?
Формально в России все религии и убеждения равны — вера в Макаронного монстра ничуть не хуже веры в Аллаха. Понятие «секта» юридически не определено, закон знает только «религиозные группы и организации». На практике, однако, власти выделяют четыре направления, которые называют «традиционными религиями» (что тоже не очень корректно с научной точки зрения). «Традиционные религии» получают государственную поддержку и в большей или меньшей степени поощряются. Все прочие религиозные движения, как старые, так и новые, вынуждены преодолевать разнообразные препоны, а права принадлежащих к ним верующих нередко нарушаются. Некоторые общины объявили или пытаются объявить экстремистскими, и далеко не всегда религиоведы с этой оценкой согласны. Те же проблемы затрагивают и противников всех религий, атеистов. Давление властей мешает отличить честных людей от мошенников: из-за того, что многие религиозные группы преследуются без серьезных причин, мошенникам проще оправдывать свои криминальные действия перед доверившимися им жертвами — мол, всех преследуют ни за что, и нас тоже. Все это усложняется тем, что законодательство РФ сейчас предполагает возможность попасть под суд за высказывание как своих религиозных, так и атеистических убеждений — в первом случае за экстремизм, во втором — за оскорбление чувств верующих.
Коротко: религиозная сфера в российских законах разом одновременно и зарегулирована, и слишком размыта. Из-за этого нередко наказывают невиновных. Что до мошенников, то их конечно, надо наказывать, но не за взгляды, а за их преступления.
Как отличить опасную религиозную группу от безопасной?
Прежде всего — не паниковать зря. На самом деле опасных НРД очень мало, и скорее всего ваши страхи беспочвенны. В частности, наиболее популярные в России НРД — Свидетели Иеговы, вайшнавы («кришнаиты»), члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней («мормоны»), как и причисляемые иногда к этому ряду протестантские группы (адвентисты седьмого дня, харизматы) с криминальной точки зрения опасности не представляют. Но это не значит, что в той или иной религиозной группе не может попасться какой-нибудь мошенник — всякое бывает. Если вдруг понадобилось понять, не представляет ли опасности НРД, нужно обращать внимание на три вещи. Во-первых, законна ли деятельность участников? Если членов группы вынуждают делать что-то незаконное, это очевидный маркер опасности. Если деятельность высшего руководства окружена тайной, тоже можно заволноваться. Во-вторых, стоит посмотреть на финансовый вопрос. Одно дело — небольшие, пусть даже и регулярные, взносы, которые есть везде. Другое — принуждение к продажам собственности, переписывание имущества или использование труда верующих в ущерб их основной работе и личной жизни. Такие вещи редко, но случаются, и это верный признак опасности. Наконец, в-третьих, полезно посмотреть на высказывания лидеров общины. Если их лексика агрессивна по отношению ко всем остальным религиозным группам, если они склонны к травле отступников или резко отрицают общественную жизнь — это скверный знак. Проблема состоит в том, что все эти признаки можно встретить и в общинах крупных религиозных групп, так что дело, опять-таки, не столько в статусе НРД, сколько в конкретных лидерах. В любом случае, если вы сомневаетесь, лучше обратиться за помощью к специалисту — ученым-религиоведам, полиции или психологам (заранее удостоверившись, что сами они не ангажированны в ту или иную сторону).
Коротко: следите за финансами и законностью, если что — обратитесь к специалистам.
Я слышал о финансовых сектах. Это что?
Некоторые НРД стремятся к заработку денег, а некоторые коммерческие (по сути — мошеннические) организации прикрываются религией. Дело в нюансах. Какие-то деньги с верующих собирают практически все религии — в православном храме стоит ящик для пожертвований, в католическом костеле могут собирать деньги во время службы, а в исламе своего рода религиозный налог («закят») считается одним из пяти важнейших правил для верующего. Поэтому сам факт сбора денег на нужды общины не криминален до тех пор, пока община не скрывает его от закона. Именно на это и стоит обращать внимание: если деньги собираются тайно и идут на непонятные цели, если человека принуждают жертвовать свои деньги или имущество на нужды общины или, тем более, принуждают к криминальной деятельности, стоит начинать волноваться. Кроме того есть и коммерческие группы «внутреннего роста» и тому подобных вещей. Под видом тренингов из людей могут выманивать деньги. Стоит обратить внимание на лексику и идеи. Профессиональные психологи не будут рассказывать о «внутреннем оке» и «тайных энергиях».
Коротко: никаких особых «финансовых сект» нет, но бывают нечистые на руку люди, которые прикрываются религиозными идеями или околорелигиозными рассуждениями об успешности и саморазвитии. Это обычные мошенники, вести себя с ними стоит соответственно вне зависимости от того, к какой общине они принадлежат.
Автор: Константин Михайлов, религиовед, Центр изучения религий РГГУ.